Трубящие Славы: Васнецовы в ГТГ на Крымском валу
users-arlekin- — 13.08.2024
Не мегаломанская, но масштабная и, конечно, пафосная выставка,
толково устроенная с точки зрения ее задач, а задачи формулируются
недвусмысленно: представить Васнецовых как певцов
самодержавия-православия-народности - что, впрочем, и нетрудно, и
недалеко от истины, причем касается последнее и внука, Андрея
Васнецова, которому отведены два нижних этажа выставки под его
станковую живопись "сурового стиля", преимущественно
камерно-лирическо-семейно-дружеско-профессионально/богемной либо
пейзажной тематики, но оговаривается, что душу отводивший советский
академик, отвечавший одно время среди прочего за раздачу Ленинских
премий, изображениями домашних, их собачек и тропок вдоль древних
монастырских стен, прославился-то в первую очередь заказами на
монументальный декор вполне определенного идеологического
содержания, и уж конечно не православно-монархическую, а
советско-комсомольско-партийно-революционного толка... и
удивительно, насколько не противоречит одно другому и совмещается
монументализм коммунистическо-марксистской идеологии с
православно-фашистской. Андрею Васнецову лишь в "эпилоге" его
раздела устроили "смотрины" его ранних заказушных работ
революционной тематики ("Разгон демонстрации" и т.п.) и чуть более
поздних военных (но тут уж от души наверняка) с позднейшими типа
"исповедальными". У Васнецова-деда, не в пример Васнецову-внуку,
дела обстоят еще органичнее, и тут разграничения на языческую и
православную, сакральную и профанную вплоть до театральной ипостаси
творчества не мешают цельности восприятия. Понятно, что гигантский
раздел, посвященный росписям Владимирского собора в Киеве, кроме
идеологической подоплеки несет и геополитическую (чтоб не сказать
конкретнее), но на них же работают и историко-легендарной, и
сказочно-мифологической тематики полотна, в которых православное
искусствоведение открывает невообразимые еще на период моего
позднесоветского детства глубины в том, к примеру, смысле, что
баба-яга в красном, оказывается, символизирует революцию, надо
полагать так, похищающую и и терзающую "душу чистую" святой руси, а
"душа чистая", в свою очередь, обнаружена искусствоведами наших
дней скрывающейся за образом.. Царевны-Несмеяны (странно что не
Царевны-Лягушки!). Кондитерская эстетика хрестоматийных картин
вроде "Аленушки", "Богатырей" и "Витязя на распутье" (ГТГ
показывает собственную, увеличенную авторскую копию работы, более
камерный оригинал которой я только что видел в постоянной
экспозиции Серпуховского музея) слегка оттеняется лиризмом
портретов и пейзажей "абрамцевского" раздела - если брать Виктора
Васнецова. Что касается брата Аполлинария, то в соседстве с
братом Виктором он проигрывает даже сильнее, чем внук Андрей - его
модерново-декоративные фантазии видов "исторической" Москвы по сути
более "театральны", чем оперная "берендея" старшего брата (раздел,
посвященный эскизам к "Снегурочке", тоже присутствует на выставке,
разумеется), а по красочности сильно ей уступает; символистские
пейзажи тоже вторичны, где-то напоминают Рериха, где-то - вполне
сознательный, допустим, "оммаж" со стороны художника - Беклина.
Многие произведения на выставку попали из постоянной экспозиции не
только основного корпуса Третьяковской галереи, но и двух ее
филиалов, дома-музея Виктора Васнецова
- и квартиры-музея Аполлинария Васнецова -
- но выдернутые из контекста интерьеров, дома и мастерской,
собранные вместе и поданные под соответствующим идейным углом и на
продиктованном требованиями времени пафосе (едва ли не самый
интересный раздел выставки, кстати - вводный, где семейные портреты
собраны в полной комплектации) они скорее оттолкнуть способны...
хотя у целевой аудитории, понятно, все равно вызывают исключительно
благодушное умиление. И все-таки - нет,
"не Васнецовым мы врага
били, не Аленушкой, а Малевичем, Кандинским... - клином красным бей
белых!"