Триллионы на орбите
grazy_gunner — 03.08.2019Как спутники OneWeb мешают российским чиновникам осваивать госбюджет.
Интрига недели: вопреки сообщению заместителя министра связи решение об отказе Госкомиссии по радиочастотам предоставить спутникам орбитальной группировки международной компании OneWeb частоты для организации работы космического интернета в России не принято. Более того, сам вопрос на заседании не обсуждался. Как мы уже писали, в редакции имеется документ, подтверждающий, что этот вопрос был снят с повестки заранее. «Новая» обратилась с просьбой пояснить ситуацию с мнимым «закрытием OneWeb» к ряду отраслевых экспертов.
Все они не рассматривают этот эпизод как случайный и уверены в критической важности космического интернета для будущего экономики России.
Противники проекта не афишируют свою позицию, действуя через ведомства-агенты. На разных этапах возражения выдвигали то Роскомнадзор, то ФСБ. Настоящих интересантов читатель не видит. Но случай с «запретом Иванова» очень близко к верхушке властной пирамиды демонстрирует, что вокруг спутникового интернета развернулась полноценная бюрократическая война. Разумеется, подковерная, но тем она интереснее.
До сих пор никто не видел логичных, обоснованных экономически и с точки зрения национальных интересов, аргументов в пользу запрета OneWeb в России. Поэтому мы вынуждены искать эти обоснования исходя из карьерных, отраслевых (или корпоративных), а также финансовых интересов людей, решивших торпедировать международный проект с британскими корнями в нашей стране. История вопроса недлинная.
Первоначально никто у нас против вхождения в проект не возражал. По крайней мере, «Роскосмос» при прежнем руководстве даже высказывал энтузиазм, когда летом 2015 года OneWeb законтрактовал 21 ракету-носитель «Союз» в 2017–2019 годах для выведения своих спутников. «Роскосмос», Arianespace, ФГУП «ЦЭНКИ», АО «НПО им. С.А. Лавочкина», АО «РКЦ «Прогресс» подписали меморандум о намерениях. Плазменные двигатели управления калининградского «Факела» планировали установить на все спутники системы (более 700 штук — оцените масштаб!). Два года спустя «Спутниковая система «Гонец» от «Роскосмоса» создала с OneWeb оператора вещания на нашей территории. Не возражали ни владеющие частотами для будущего вещания OneWeb военные, ни чекисты. И это было только начало: перед Россией встала реальная перспектива стать акционером.
Проблемы начались в 2018-м. Все уперлось в частоты, которые под разными предлогами ГКРЧ отдавать не хотел. Стало понятно, что ГКРЧ — таран, призванный разрушить планы сторонников OneWeb в России.
Главный аргумент, который ни разу не был приведен в развернутом виде, — возможное присутствие шпионского оборудования на борту спутников. То есть на карту поставлена наша безопасность.
При этом руководство OneWeb до сегодняшнего дня всячески демонстрирует заинтересованность в совместной работе. Личное требование Путина передать контрольный пакет оператора в РФ «Гонцу» оно выполнило с завидной оперативностью. Готово оно и приземлить сигнал с территории России на местные станции сопряжения, которые далее пустят его по дешевым наземным кабелям и через систему СОРМ ФСБ, разумеется. Нет сомнений, что и допуск ко всей документации в части национальной безопасности будет обеспечен. Сами спутники будут запускать нашими ракетами, поэтому претензии контрразведки вызывают сомнения.
Нам удалось узнать лишь один довод, который назидательно приводят ярые противники OneWeb в кулуарных разговорах — историю создания системы спутниковой связи Iridium. За проектом стояла Motorola — в то время лидер по числу патентов в связи и безоговорочный авторитет. Ну как сегодня Huawei. Первоначально в Iridium привлекли многих инвесторов, в том числе и Центр им. Хруничева выложил $82 млн. Всего потратили почти $5 млрд.
После запуска в эксплуатацию стал ясен грандиозный просчет в оценке количества будущих абонентов. Руководство объявило компанию банкротом и продало за $25 млн другой американской компании. Буквально на следующий день новый владелец заключил договор с Пентагоном как с якорным клиентом.
В версии противников иностранного спутникового интернета, собрав $5 млрд по всему свету, американские силовые ведомства бесплатно построили себе систему коммуникации с уникальным межспутниковым каналом связи: спутник передает сигнал на другой спутник и так далее, минуя целые континенты, приземляя никому более не доступный сигнал в США. Эта история приводится как свидетельство, что иностранцам верить нельзя, все они мошенники.
Как метко выразился один из наших экспертов: «Если тебе говорят, что это не про деньги разговор, намекая на высшие интересы страны и даже народа, значит, в основе вопроса точно лежат деньги».
Ведь параллельно во многом в пику OneWeb из глубин «Роскосмоса» после прихода к руководству Дмитрия Рогозина начал все более активно выдвигаться проект отечественного розлива. Сначала инициаторы (во главе с прежним руководителем «Роскосмоса» Комаровым) называли его «Эфир» и планировали запустить скромные 280 спутников за 300 млрд рублей частных инвестиций аналогично бизнес-схеме OneWeb. Фактически конструировалось дополнение к OneWeb и инструмент торговли на переговорах с заморским бизнесом в логике «если что — сами построим».
Преемники пошли куда дальше. Ныне проект (теперь уже чисто государственный) превратился в «Сферу», его реализация предполагает запуск более 600 аппаратов связи и дистанционного зондирования Земли. Недавно, по сообщениям наших источников, в правительственных кругах появилось три варианта развития «Сферы». Первый — за 1 триллион 400 миллиардов рублей, второй — за два триллиона, третий — за два с половиной. И в отличие от скромного, сугубо коммерческого детища Комарова — на полном бюджетном финансировании. За такие деньги можно пустить под нож любой конкурирующий проект. За нами Родина и два триллиона!
При этом, заметим, что самого проекта даже в виде подробного плана не существует. А вот OneWeb еще в феврале запустил первые шесть аппаратов нашей же ракетой «Союз СТ-Б». Если в августе их работу признают надежной и устойчивой, то с конца этого года начнутся массовые запуски. Спутники строит Airbus, у них дело со словами не расходится.
Мы задали последовательно всем нашим источникам вопрос: сумеет ли Россия создать группировку и превратить «Сферу» в успешный коммерческий проект? Эксперты смеются и машут руками — исключено! Запустить что-то можем, но не более: на сегодня не существует никаких обоснованных бизнес-планов по использованию системы. Да и не государственное это занятие — торговля! Недаром OneWeb и идущий за ним по пятам Starlink Илона Маска — именно коммерческие консорциумы, они с самого начала и на каждом этапе просчитывали свои группировки как бизнес. Известный популяризатор космоса, выросший до вполне ответственного эксперта, Виталий Егоров общее мнение выразил так:
«Чтобы верить в способность нашей индустрии самостоятельно создать полноценную работающую и востребованную коммерческими потребителями по всему миру систему скоростной космической связи, надо быть сверхоптимистом».
Получается, что строительство собственной группировки спутников для развития космического интернета проще рассматривать скорее как инструмент поддержки отечественной космической отрасли. И какое совпадение! 1 августа (сразу за инцидентом с мнимым отказом в частотах вещания спутникам OneWeb на совещании ГКРЧ) на сайте Кремля опубликована стенограмма встречи Рогозина с Путиным, на которой он пожаловался президенту на низкую загрузку своих предприятий — 40–50%.
Итак, мы имеем бумажный эскиз «Сферы» за скромные пару триллионов рублей. Если деньги на первые старты дадут, заводы и КБ будут работать какое-то время, создадут первичную группировку спутников, поймут, что они никому не нужны и сообщат правительству, что проблема в нехватке средств: «Мы же просили два триллиона, а с такими деньгами ничего путного не построишь!» Но какое-то время всем найдется работа, а участникам концессии по разгрому OneWeb на территории России — заказы на аффилированные компании.
Осваивая даже половину триллиона, поневоле станешь оптимистом. Доподлинно нам неизвестно, кто первый решил «срубить большие бабки» на космосе. Но в процессе развития идеи эти лоббисты обрели союзников, рассчитывающих на будущие деньги, во всех профильных ведомствах. Команда противников OneWeb состоит, по мнению наших собеседников, из заинтересованного ядра на предприятиях «Роскосмоса» и групп поддержки в ФСО, ФСБ, ГКРЧ, Минсвязи.
Мотивы противников OneWeb скрыты и непонятны даже экспертному сообществу, как мы убедились. Тезис о шпионском характере системы, изначально построенной как бизнес, выглядит неубедительно. Почему тогда в России официально разрешена работа Iridium, единственной такой системы, имеющей канал межспутниковой связи, — важнейший признак разведывательных функций группировки? Как заметил наш эксперт,
«…бортовую математику этих аппаратов никто не видит: что идет в межспутниковый канал, а что — на станцию сопряжения в Подмосковье. Это определить невозможно».
И главный корпоративный клиент Iridium почти все 20 лет — Пентагон. Система OneWeb, напротив, межспутниковые каналы связи не использует, поскольку изначально задумывалась именно как бизнес-проект, а не орудие для шпионажа.
В том же «Роскосмосе» и прочих ведомствах есть много людей, не имеющих ничего против OneWeb. Кто у нас в России заинтересован в международной кооперации, быстрых результатах и коммерческой отдаче, то есть в участии в OneWeb? Среди них руководство «Гонца»; ракетчики, получившие дополнительные заказы; понимающие выгоды международной кооперации в высокотехнологичном проекте сотрудники Минсвязи и один известный миллиардер, член списка «Форбс». Их мотивы понятны — заработать на чужой системе. При этом будут решены и национальные задачи, то есть начнет развиваться внутренний рынок такой услуги.
На их стороне проработанная, базирующаяся на высоких компетенциях мирового уровня, готовая к развертыванию система, не требующая ни рубля. Участие в этом проекте сулит появление новых умений (как торговать в глобальном масштабе высокотехнологичными продуктами IT, мы пока не знаем). Весьма вероятно и размещение приличных заказов в промышленности (может, и не таких, как обещают лоббисты «Сферы», зато с длительной перспективой и первоклассными партнерами).
Наконец, на стороне OneWeb сама жизнь. Хотя жива в мечтах слава «Зенит-Арены», но раблезианские проекты, предполагающие беззастенчивое воровство, уходят в прошлое. Скупая (несопоставимая с величием замысла!) смета Крымского моста показала, что халява кончается вместе с деньгами. Да и сам спутниковый интернет для развития конкретно России в ближайшем будущем нужен в меньших масштабах: слишком велико проникновение дешевого кабельного сигнала в мало-мальски населенные территории. Даже вполне трезвый проект высокоскоростной железной дороги за полтора триллиона до Казани был отложен. А шапкозакидательский проект суверенного и патриотического спутникового интернета для всей Земли в короткие сроки может обернуться фиаско. Впрочем, в России немало храбрецов, которые никакого фиаско не боятся.
Валерий Ширяев
Новая газета
|
</> |