Три эпохи - три стража
mikhael_mark — 26.10.2018 Интересный памятник установили у нас в Нижнем Новгороде рядом с городским управлением внутренних дел. Памятник, разумеется, полицейским. Вот он:Это довольно-таки протяжённая скульптурная композиция, представляющая собой фигуры трёх стражей правопорядка, восседающих на скамейках. Рядом с одним из них - служебная собака. Эти три стража олицетворяют собой три эпохи в истории России. Императорский, советский и современный периоды, и соответствующим образом обмундированы. И вот тут есть повод обратить внимание, на какой именно исторический период обмундирован каждый из них, и попытаться понять, что же хотел сказать этой скульптурной композицией скульптор.
На нём мундир типа "армяк", без пуговиц, с застёжкой на крючки, и круглая барашковая шапочка на голове. Это образец, введённый при императоре Александре III. Как известно, Николай II поначалу, до Русско-Японской войны, не предпринимал никаких радикальных преобразований в военной сфере, в том числе и в области обмундирования. То есть, можно предположить, что скульптор, одевая своего героя на такой манер, имел в виду форму времён первой "русской" революции - революции 1905 года. Конечно, если брать корпус жандармов, то к 1905 году они уже успели переодеться в новые двубортные мундиры на пуговицах, однако, об этом факте осведомлены лишь те, кто всерьёз увлекается униформологией. К тому же на разных интернет-ресурсах имеются изображения, свидетельствующие, что некоторые полицейские чины и в 1905 году продолжали носить мундиры, введённые при Александре III.
Да и сам Александр Миротворец вошёл в нашу историю как один из
самых консервативных государей. Именно он утвердил смертный
приговор первомартовцам, довершив разгром "народной воли", именно
при нём был казнён подавшийся в террористы старший брат В.И. Ленина
- Александр Ульянов. Так что определённо можно утверждать:
полицейский царских времён олицетворяет собой противодействие
революционной угрозе, защиту государства от тех, кто ставил своей
целью разрушить его во имя умозрительного всеобщего равенства.
Вторая фигура - это советский... Нет, не милиционер. А офицер войск
НКВД в форме образца 1945 года.
На нём гимнастёрка со стоячим воротником (к слову, фасон воротника
слегка перевран, что подтверждает, что скульптор не очень сведущ в
униформологии), при погонах и - что особенно характерно - при
боевых орденах и медалях. То есть, этот офицер НКВД - участник
Великой Отечественной войны. На коленях у него планшет с
разложенными бумагами, словно он собрался тут же, на месте, писать
протокол допроса. И именно рядом с ним восседает служебная
собака.
Что может олицетворять собой этот офицер? С учётом формы, которая на нём, с учётом его позы и аксессуаров, можно с высокой долей вероятности предполагать, что этот офицер НКВД участвует в борьбе с бандеровцами на Западной Украине или с "лесными братьями" в Прибалтике. Короче - с недобитыми гитлеровскими пособниками, попрятавшимися по лесам и продолжающими свой террор против мирного населения. Вероятно, с помощью собаки он только что задержал очередного бандеровца в какой-нибудь глухой карпатской деревне на пять крестьянских дворов и пристроился на лавке, чтобы на месте учинить пленнику допрос, пока он ещё подавлен своим арестом и не успел замкнуться.
То есть, из всего обширного и противоречивого советского периода
скульптор вычленил период Великой Отечественной войны и первых
послевоенных лет, когда наша армия вынуждена была давать отпор
иноземным захватчикам, а органы внутренних дел - бороться с
агентурой этих захватчиков из числа местных предателей. Советский
НКВДист символизирует собой борьбу против "пятой колонны" внешнего
врага.
Наконец, современный полицейский - именно современный, и форма на
нём - самых последних образцов (с надписью "Полиция" на спине - её,
к сожалению, на фото не видно - и с современным шевронам на
рукаве). В руке он держит мобильный телефон - как символ всегдашней
готовности принять вызов и спешить туда, где подняло голову зло,
где нуждаются в его помощи и защите.
Обратим внимание на его позу. Он с живым интересом смотрит на двух
других своих "собеседников", словно ждёт, чтобы они поделились с
ним своим бесценным опытом. И в то же время его поза нарочито
небрежна. Он словно уверен в своей собственной силе - за его
плечами тоже сложные и рискованные операции, например, борьба с
террористами на Северном Кавказе. Он торопится - вот-вот встанет со
скамейки и поспешит туда, куда его позовёт тревожный звонок
"мобильника". Но перед этим он хочет, чтобы двое других рассказали
ему о собственном опыте. Ибо этот опыт сегодня для него важен.
Сегодня он, современный полицейский, стоит на страже того же
государства, пусть и сильно урезанного территориально, пусть и
изменившегося до неузнаваемости, и угрозы перед ним всё те же. Те
же революционеры, мечтающие разрушить Россию во имя своих
умозрительных догм. И та же "пятая колонна" геополитического врага,
постоянно проникающая извне и совершающая теракты против наших
мирных граждан. И так же, как и в 1905 году, внутренние
"возмутители спокойствия" и внешние враги готовы действовать рука
об руку. И так же, как в 1944-м и 1945-м,безжалостный внешний враг
готов опереться на внутренние центробежные силы ради своих подлых
целей.
Такой вот памятник. Умный. Здоровый. Со смыслом. Государственно-правильный, я бы сказал. Взявший из прошлых эпох действительно лучшее и самое актуальное в наши дни.
|
</> |