тренируя искусство формулировать банальности так, чтобы они напоминали «мысли»,

топ 100 блогов cmart25.06.2011

между прочим, попытаюсь объяснить, почему «освяти руку ударом» и «подставь другую щеку» — это две разные реализации одной и той же жизненной установки, только уместные в разных обстоятельствах.

Рецепт Августина «возлюби Бога и делай что хочешь» означает, что человек, имеющий естественное органическое произволение ко благу (пользуясь нашей терминологией — сражающийся на стороне Бога, или, иными словами, тот, чьи цели совпадают с целями Бога: спасти и исцелить от зла Вселенную) — в любой ситуации поступает так, чтобы уменьшить количество зла/нелюбви на доступном участке реальности. Это, так сказать, генеральная стратагема; тактики же могут быть разные в зависимости от обстоятельств.

Человек, который отказывается от того, чтобы воздавать злом за зло, например, за нанесенную личную обиду («подставляет другую щеку»), — тем самым останавливает эскалацию насилия, то есть становится тем звеном, на котором рвется цепочка отмщений, тянущаяся еще от Каина. Да, он делает это в ущерб «себе» и в нарушение действующего в мiре закона справедливости (виновные, дескать, должны быть наказаны). Но это не так уж и важно, цель — остановить вендетту. Именно в этом смысл христианской жертвенности.

В ситуации же, когда необходимость искоренения зла требует хирургии (например, насильственного вразумления отравленного нелюбовью человека), христианин с нелицемерной печалью следует совету Златоуста — «освяти руку ударом».

Какую выбрать тактику в том или ином случае — это не подлежит алгоримизации, как не алгоритмизируема вообще жизнь. Зависит, в том числе, от темперамента и внутреннего устроения: кто-то более кроток, чем ревностен, а кто-то наоборот. В любом случае, всякий раз требуется так называемая «добродетель рассуждения», то есть умение комплексно и с полной личной ответственностью оценивать сложнейшие ситуации, сохраняя при этом внутреннюю цельность и память о том, чему и Кому мы верны.

Добавление. Поскольку нравственная оптика человека повреждена грехом, выбор наверняка будет неверным, и, приняв за него ответственность, человек подвергает себя справедливому осуждению на Суде; но, поскольку Бог не справедлив, а милостив, остается уповать на милость Спасителя.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:31

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Вот такой бывает январь! Красота! Солнечного и радостного дня! ...
Мальчики любят что-нибудь поменьше. Наверное. Фотографии для рекламной кампании Rolls Royce Cullinan / UA Фотограф Артур Веховецкий (Artur Verkhovetskyi) ...
Вместе с "Битва в тупике. Погостье. 1941-1942" Вячеслава Мосунова получил из "Лабиринта" последний имевшийся там экземпляр . Чтобы хоть что то из моих нетленок на руках осталось. Издательский брак оставленный мной до этого кума отобрала, угрожает что на испанский начала переводить. По ...
Со стапелей местной лазерной фабрики сошёл первый Контендер и уже присоединился к флоту. Мужчина, которому он принадлежит и который вовлечён в этот проект, сказал, что ещё две лодки на подходе. Вообще планируют широкую линейку опций для покупки - от голого корпуса до гоночного варианта со ...
Роман Алехин : По поводу того, что русские люди из-за стресса стали больше пить, огорчу или порадую - не из-за этого. И все тенденции к отрезвлению обнулились не из-за СВО и стресса на фоне него. Русский народ (именно народ, а не по отдельности) начинает пить и уходит в ...