рейтинг блогов

Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

топ 100 блогов russos20.08.2021 Еще лет 20 назад открытие всего одной станции метро становилось грандиозным событием в Москве. Для пассажиров тогда открывали по одной-две в год, а крупные пусковые участки из трех или пяти станций были большой редкостью.

В 2011 году Московский метрополитен получил самую грандиозную за всю свою историю программу развития. Впечатляли и предполагаемые объемы, и темпы. Но ожидания оправдались быстро: начав с робких шагов, проект разогнали до ввода в эксплуатацию 17 станций за один год. Это является абсолютным рекордом для Москвы, который держался с 1935 года, когда 13 станций первой очереди открыли свои двери.

Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

Первым делом продлевали существующие линии, затем начали строить совершенно новые, где особняком стоит Большое кольцо — один из самых грандиозных проектов метростроения во всем мире. И при всей очевидной пользе для пассажиров московская программа развития метро имеет еще одно важное значение.

Такие грандиозные проекты серьезно двигают экономику и научную школу. В случае с программой расширения столичного метро созданы тысячи рабочих мест для строителей из регионов и в самих регионах. На стройке часто работают вахтовым методом, поэтому зарплаты привозятся к себе домой. Железобетонные блоки, тюбинги, мрамор и огромное количество всего остального, что требуется для пуска новых участков, производятся не только на московских заводах, но и по всей России.

А все это надо запроектировать! Советская школа метростроения — одна из лучших в мире, кто же спорит. За 90 лет придумали множество технологий и процессов на строительных площадках. Внедрялись актуальные на тот период виды техники и оборудования. Но беспрецедентная интенсивность современной программы потребовала такой же фантастической концентрации умов. Очевидно, чтобы добиться выдающегося результата, нужно использовать самые передовые технические решения. За последние 10 лет программа развития метро позволила сформировать новое поколение инженеров и вывести технологическую вооруженность метростроевцев на качественно новый уровень. По одним только тоннелепроходческим комплексам поставлен рекорд Гиннесса!

Завершена проходка перегона между станциями «Стахановская» и «Нижегородская» ТПМК диаметром 10 метров.
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

Группа компаний «Моспроект-3» — один из главных участников программы Московского метростроения последнего десятилетия. Мощный инженерный центр, созданный на базе трех старейших столичных проектных институтов, в своем сегодняшнем виде существует во многом благодаря реализации этого грандиозного проекта метростроения. Именно масштабная городская программа дала старт для современной истории холдинга.

Анна Меркулова, генеральный директор группы компаний «Моспроект-3»:
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

«Беспрецедентные градостроительные проекты последнего десятилетия позволили нам стремительно развить компетенции в инфраструктурном строительстве. Сегодня наша команда опирается на знания советской инженерной школы – одной из самых лучших в мире, адаптирует этот опыт под современные реалии и актуальные потребности заказчика, разрабатывает совершенно новые технологии, которые не только эксклюзивны для отечественной индустрии, но и часто не имеют аналогов в мире».

Как показывает история, нельзя просто взять готовые решения и применить их в разных условиях. Например, может быть разная геология. Я неоднократно на своих лекциях рассказывал про перипетии выбора глубин заложения и технологий строительства для первой очереди московского метрополитена. Когда взять полностью берлинский или лондонский способ для московских грунтов было совершенно нереально. В итоге пришлось адаптировать и делать комбинацию всех известных на тот момент технологий. А некоторые, как траншейный способ на Арбатском радиусе, придумывать самим.

Инженеры группы компаний «Моспроект-3» на пусковом объекте.
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

Команда ГК «Моспроект-3» обеспечила современную программу метростроения Москвы десятками нестандартных и даже уникальных технологических решений. Давайте коснемся самых масштабных.

Несмотря на то, что ускорить метростроение в столице удалось за счет поднятия новых линий с глубины, часть станций все равно пришлось строить классическим шахтным способом. Для сооружения станций глубокого заложения «Окружная» и «Верхние Лихоборы» Люблинско-Дмитровкой линии в неустойчивых и водонасыщенных грунтах специалистам «Моспроект-3» пришлось проявить смекалку, чтобы посадить станции на новую трассу.

Сооружение станции «Окружная» было осуществлено в сложнейших геологических условиях.
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

Дмитрий Цюпа, технический директор ГК «Моспроект-3»:
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

«Для ускорения строительства северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии, где метро ждали уже несколько десятилетий, станцию «Селигерская» перепроектировали на мелкое заложение в открытом котловане. Что потянуло за собой поднятие станции «Верхние Лихоборы» (чтобы уложиться в норматив предельного уклона), трассы тоннеля, веток в депо. Да, с одной стороны, это поставило нас в более сложные условия строительства глубоких станций и вентиляционных сбоек. Но с другой — мы обеспечили выход на мелкое заложение для последующей очереди в район Северный. С эксплуатационной точки зрения станция мелкого заложения удобнее для пассажиров — меньше путь с улицы на платформу».

Скрупулезную работу проделала команда холдинга по адаптации испанских технологий для строительства первого в Москве двупутного тоннеля, который проложен на Некрасовской линии, а также для первого опыта по применению метода top-down, с помощью которого там же возведена станция «Нижегородская».

По сути, испанцы предложили концепцию строительства своей технологией, которая совершенно не подходила для российской нормативно-технической базы. Ознакомившись с предложенным проектом, стало понятно, что реализовать его под копирку не получится. У нас, в силу сложной геологии, очень много внимания уделяется гидроизоляции, а у испанцев вполне достаточно сделать стену в грунте водонепроницаемой. И таких нюансов очень много. В итоге инженерам ГК «Моспроект-3» пришлось перерабатывать концепцию: например, добавили оклеечную гидроизоляцию, а несущую стену рассчитали на гидростатическое давление. Колонны сооружали в два этапа. Сначала опускали металлическую колонну, которая играла роль временной. Потом вокруг неё вязали арматуру и бетонировали, включая таким образом в работу. И подобные переделки изначального проекта касались почти всех аспектов этого сложнейшего транспортного хаба, где сегодня объединены пассажиропотоки двух линий метро, станции МЦК и платформы будущего МЦД.

Заключительный этап возведения станции «Нижегородская» — над станцией уже построена и запущена эстакада, а строительство самой станции продолжается под защитой плиты перекрытия.
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

Еще одним интересным местом приложения инженерной мысли оказалась Замоскворецкая линия, где станцию «Беломорскую» решили возводить уже после пройденных перегонных тоннелей. Это потребовало разработки уникального проекта самой станции и организации строительных работ. Важно было до пуска нового участка до «Ховрино» завершить бетонный контур станции «Беломорская», чтобы беспрепятственно пропустить поезда метро. Отделку станции и монтаж инженерных систем вели уже в условиях действующего метрополитена, что всегда весьма сложно и трудоемко.

Сооружение станции «Беломорская» в режиме действующего метрополитена.
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

Сегодня команда ГК «Моспроект-3» сосредоточена на реализации южного сектора Большого кольца, где инженерами холдинга созданы проекты сразу шести станций: «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино». БКЛ – это настоящий символ современного Московского метростроения. Невиданный размах проектирования и строительства. Участки холдинга проходят по существующим районам, что тянет за собой перекладку коммуникаций, увязку с существующей дорожной сетью, инфраструктурой, коммуникациями и действующим метрополитеном. БКЛ должна, естественно, иметь пересадки на существующие линии метро.

Рендер станции «Новаторская».
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

Например, станцию «Новаторская» сразу интегрируют со строящейся Троицкой линией, а на станциях «Воронцовская», «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект» сооружаются пересадки на Калужско-Рижскую, Сокольническую и Солнцевскую линии, соответственно. Казалось бы, что может быть проще — вся документация на руках или есть в архивах. Но, как обычно, есть некоторые непредвиденные нюансы.

Иван Гребнев, комплексный главный инженер проекта по проектированию объектов метрополитена ГК «Моспроект-3»:
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

«Строящаяся станция «Воронцовская» примыкает к существующему северному вестибюлю станции «Калужская». В связи с этим проектной документацией предусматривается демонтаж двух существующих лестничных сходов с последующим строительством их в объеме нового вестибюля, а также устройство в месте примыкания проема в стене существующего вестибюля для организации перехода между станциями. Станцию «Калужская» открыли в 1974 году. Конструкции вестибюля выполнены из сборных железобетонных конструкций с участками из монолитного железобетона. В ходе выполнения обследований конструкций выяснилось, что на отдельных участках сборный железобетон был заменен на монолитный. Результаты обследования учтены в расчете конструкций при сооружении примыкания к существующей станции. Так же, согласно проектной документации на строительство «Калужской», под станцией были предусмотрены конструкции, чтобы пропустить тоннели будущей Кольцевой линии (еще по генплану 1971 года). Но при натурном обследовании и уточнении с архивными чертежами выяснилось, что они не были сооружены. Соответственно, проект на сооружение тоннелей разработан без учета этих конструкций. По итогу строительство тоннелей под существующим вестибюлем не оказало воздействия на конструкции станции. При этом сборные конструкции, из которых построена существующая станция, очень «не любят» подвижек и по получившемуся результату можно утверждать, что проектные и строительные работы на этом участке выполнены на высоком уровне».

Рендер станции «Воронцовской».
Транспортный прорыв Москвы. Что будет дальше?

ГК «Моспроект-3» неоднократно признавали BIM-лидером России. Команда инженерного центра — в числе первопроходцев в этой новой для всего мира технологии, особенно в части транспортного строительства. Специалисты начинали с оцифровки бумажных чертежей и теперь создают проекты полностью в цифровой среде. Так, в рамках продления Сокольнической линии в Новую Москву разработали эксклюзивный наземный участок, объединенный в единый каркас с автомобильной магистралью. Для решения этой задачи потребовалось уменьшить объемы застройки и увеличить насыщенность объектов инженерными коммуникациями, и это стало возможным благодаря BIM-технологиям.

Участок Троицкой линии «Улица Новаторов» — «Мамыри» — первый в России проект метро, полностью запроектированный с помощью BIM. Инженеры холдинга использовали информационную модель с привязкой к графикам сетевого планирования.

BIM-технологии на примере инженерной начинки станции метро, разработанной специалистами ГК «Моспроект-3»


Будущее уже действительно наступило. И приятно видеть, что в проектировании метрополитена и его строительстве вовсю использует новые технологии.

На последнем Московском урбанистическом форуме холдинг провел заседание экспертного совета по актуальным технологиям транспортного строительства. Рекомендую посмотреть запись выступления генерального директора группы компаний «Моспроект-3» Анны Меркуловой. В докладе Анны Дмитриевны еще больше технологий холдинга, да и сам уровень компетентности топ-менеджера впечатляет.



Но возникает закономерный вопрос: «Что дальше?». До окончания БКЛ осталось всего ничего, форсированная программа строительства будет закончена.

По словам профильного заместителя мэра Андрея Бочкарева: «Со стратегией и перспективными планами развития метрополитена будем определяться во второй половине 2021-2022 годов. Программу, которую мы задумали в 2010-м, действительно, сегодня уже заканчиваем реализовывать, причем весьма успешно, и до конца 2023 года ее полностью завершим. Поедет Большое кольцо метро, планируем закончить этот мегапроект досрочно, уже в 2022-м, на что выделены дополнительные деньги из городского бюджета. Завершим строительство новых участков продлеваемых линий: Люблинско-Дмитровской — до района Северный, Сокольнической — до «Новомосковской», Солнцевского радиуса — до аэропорта Внуково, а также построим первый участок Троицкой линии от «Новаторской» до Коммунарки. Затем вопросы строительства новых линий и станций метро будут зависеть от характера развития Москвы в ее старых границах, а также на присоединенных территориях».

Конечно, в Москве метро не прекратят строить, но таких темпов не будет. Что ждет всех этих специалистов и технологическую инфраструктуру, которые выросли за эту программу?

Разумеется, работа будет. Наша страна большая, у нас есть метрополитены в других городах, даже вообще не законченные. А недавний посыл президента, что будут деньги на достройку долгостроев в Челябинске и Красноярске, очень радует.

Так что работа будет. Будет ли это метрополитен или метротрамвай — уже не важно. Главное, что труд высококвалифицированных специалистов, инженеров и строителей будет востребован.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Нимфеи наши благополучно перезимовали и тоже радуют цветением. Зимовали они, как всегда, на дне технического колодца. Когда-то давно нам загубили его строители: пошел плывун, и мы остались и без колодца, и без денег. Но мы решили минусы обернуть плюсами, соорудили горку, ...
Воля Бога. Сколько ужасающих и отвратительных событий случилось за историю нашей цивилизации с обоснованием: «на то воля Божья».        Эти слова произносили и светские правители, и религиозные деятели, люди, обладающие высоким духовным статусом и ...
Многое можно напомнить булкохрустам. Это и уровень грамотности при царизме и то были ли бы грамотными они сами, если бы не случилось 25 октября (7 ноября) 1917, и распространение сифилиса (а до пенициллина тогда было еще не скоро) и то, что послевоенный мир (вливания сделанные мировым ...
Митрич крепко стоит на тоненьких ножках в сандаликах. Он попирает землю, полную реальных вещей. Митрич верит в муравьев, птиц, песок и самолеты. Из мифических существ он с натяжкой признает лишь Деда Мороза, и то потому, что тот приносит подарки. Дед для Митрича то же, что для нас ...
После интервью «нацлидера» и комментов доморощенных толкователей зарубежных законов придётся дать справку, как обстоят дела с митингами, демонстрациями и прочими массовыми акциями в демократических странах, на которые в последнее время ...