Top Gun: Maverick, тезисно
a_lamtyugov — 03.09.2022 0. Многие открыли для себя Top Gun благодаря тому самому монологу Тарантино в Sleep with Me. Лично я вынес свои соображения по поводу гомоэротизма взаимоотношений лётчиков-истребителей в паре вот сюда. Можете зайти, только пыль сдуйте. Там мало кто бывает.1. Для начала отметим значительную ошибку перевода, заметно искажающую смысл фильма. Звание captain у нас перевели как "капитан". Между прочим, в США сухопутный и воздушный капитаны и флотский кэптен – вещи сильно разные. Кэптен у нас соответствует капитану первого ранга, сиречь полковнику. Таким образом, чувак, за тридцать лет поднявшийся лишь на одну ступеньку из-за своей безбашенности исчезает. И появляется вполне респектабельный офицер и джентльмен, дослужившийся до значительных звёзд и ушедший на лётно-испытательскую работу, когда впереди замаячили адмиральские погоны и, вероятно, большой дубовый стол в Пентагоне. Идеальный вариант для человека, который больше всего в жизни любит гонять самолёт на предельных режимах. Как инструктор Top Gun Мейверик тоже не состоялся и не сильно об этом жалеет.
2. Процитируем Пелевина. "Татарский сомневался в существовании культовых порнофильмов, – он готов был поверить в это только по предъявлении живых участников культа". Здесь с этим проблем нет. Есть и культ, есть и участники. В данном случае, под "участником" я понимаю человека, который знает оригинальный фильм наизусть. Ну, как я. Соответственно, если вы из этих, то на первых кадрах будете по-идиотски лыбиться, при первом появлении Рустера дёрнетесь вместе с Мейвериком: здорово чувак на своего папку похож, а при появлении Айсмена захочется заплакать. Кстати, этот эпизод мне не очень понравился. Да, Вэл Килмер сам захотел. Да, настоящий актёр даже свой рак гортани обратит на пользу искусству. Да, манипулирование чувствами зрителя – это и есть актёрская работа. Но какой-то неприятный осадочек у меня остался.
В общем, TGM использует вашу ностальгию по полной и сверх того. Я думал, стоит ли употребить слово "паразитирует", но решил этого не делать.
3. Потому что сделаю это сейчас. Нет, серьёзно: неужели нельзя было придумать Очень Опасное Задание таким, чтобы не сильно обкрадывать Джорджа Лукаса угадайте с чем? Впрочем, у Лукаса здесь у самого рыльце в пушку. Но одного Вентиляционного Отверстия авторам показалось мало. Спёрли заодно и Хана Соло, который выскакивает как раз тогда, когда Скайуокер садится Дарту Вейдеру на прицел. Причём одного раза показалось мало – закрепили вторым.
4. Ну и чисто заклёпочная часть. Тут важно заметить вот что. Иногда реализмом сознательно приходится жертвовать – он путается у хорошего сюжета под ногами. А у нас ещё и сиквел – реализм начинает путаться под ногами у необходимости обращаться к оригиналу. Ну вот, например. Надо было быстро показать, что лётная работа – дело очень тяжёлое. Физически. И это показали, демонстрируя девяти-, а потом и десятикратные перегрузки. Так вот, я не буду возмущаться, указывая на то, что ЭДСУ F/A-18 просто не даст тебе сделать что-то выше 7,5g, если не ошибаюсь. Но в фильме много моментов, где ничто не мешало сделать "как в жизни". Но не сделали. И это странно.
С одной стороны, видно, что люди в теме участие принимали. В начале фильма переход гиперзвукового аппарата на тягу ГПВРД вызывает одобрительный кивок: это если и фантастика, то вполне научная. В отличие от той, извините, поебени, которая обычно снимается в Голливуде.
Но эта сторона заканчивается быстро. Ровно в тот момент, когда упомянутый аппарат разрушается на скорости примерно 10,5М от аэродинамического нагрева, а Мейверик остаётся цел и невредим. Момент разрушения почти не показывают. Но в следующем кадре Мейверик в лётном костюме заходит в придорожную забегаловку и интересуется: где я? Ему отвечают: на Земле, и этот ответ вполне его устраивает.
Вот так нечаянно и узнаёшь, что Мейверика зовут не Пит Митчелл, а Джебедайя Керман. Он, похоже, даже парашютом не воспользовался.
Дальше – больше, и вот что интересно. По части самолётиков, повторюсь, сценаристов явно консультировали. Том Круз, в конце концов, и сам лётчик; в кино снялся его личный "Мустанг". Но когда дело доходит до наземной ПВО, начинается какой-то жутковатый сюрреализм. Как я понял, нужный нам ядерный объект прикрыт тучей ПЗРК, причем расчёты собраны в четвёрки и на каждую четвёрку натянута голографическая проекция, изображающая ПУ ЗРК С-125. Причем в силу неких технических причин операторы неспособны смотреть ниже линии горизонта. Чем и пользуются американцы, проскакивающие к цели по каньону. Средств обнаружения у врагов нет никаких вообще. Только глаза с обзором исключительно верхней полусферы.
В воздушных боях вновь встаёт тень Лукаса, который свои побоища устраивал, вдохновляясь кинохроникой Второй мировой. Только БВБ, пушки имеют приоритет. Ракеты средней дальности в этой вселенной отсутствуют полностью (впрочем, так было и в первом фильме).
К поведению ракет и действию их БЧ тоже есть вопросы.
Применению оружия "воздух-земля" можно посвятить отдельную запись. Герои бросают Paveway, подсвечивая цель вполне сверхчеловеческим образом. Но в нашем XXI веке Paveway – это рак на безрыбье. Объект очень важен, неподвижен, его координаты известны точно. Войны нет, склады боеприпасов заполнены. Под такое дело вам выдадут хеопсову пирамиду бетонобойных версий JDAM. Или не бетонобойных (с требованием по пробиваемости я не совсем понял).
И так вплоть до мелочей. Из чего у вас, блин, стреляет Ми-24? Какой глубинный смысл и тайные аллюзии заключены в двух миниганах на месте обычного ЯкБ? Вот на хрена?
Некоторые дикости, разумеется, сделаны абсолютно сознательно. Чтобы вписаться в п. 2. Герои в тылу врага вдруг обнаруживают вражеский же F-14. Готовый к взлету. И рядом ни души. Ну, понятно.
Тут, правда, вспоминается всеми наглухо забытый боевичок про лётчиков Into the Sun. Там два главных героя – кинозвезда Том Слейд, снимающийся в боевике про лётчиков и главный консультант фильма, настоящий лётчик-истребитель, попадали в полностью аналогичную ситуацию. Вплоть до того, что когда они пытаются катапультироваться из угнанного самолёта, катапульта не срабатывает. С единственной разницей: в Top Gun Maverick рывок за шнуры просто ни к чему не приводит, а в Into the Sun они выдёргиваются и остаются у кинозвезды в руках. Ну, и тоже ничего не происходит.
Продолжая тему, вероятно самый кинематографически удачный момент TGM – его создателям удалось спародировать пародию. Такое мало кому удаётся. Я имею в виду момент, когда раздолбанный F-14 грохается на палубу авианосца. Все помнят, да?
5. Закругляемся. Ну ч0, смотреть-то можно?
Да, вполне. Я, правда, не очень понимаю все эти восторги, кассовые рекорды и прочее. Но вполне смотрибельно. Повесточек не видать, и на том спасибо. По психологии героев он даже немножко поглубже оригинала. Спецэффекты волне на уровне. Кстати, первый фильм про лётчиков-истребителей, где показали блэк-аут – круговой, сжимающийся. Будто в хороший авиасимулятор попал.
А вот яхты показали мало. Жаль.
|
</> |