Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом

топ 100 блогов russos05.04.2012 Если говорить про незавершенные Сталинские стройки, то нельзя не вспомнить и тоннель на острове Сахалин, строительство которого было прекращено после смерти вождя. Недавно Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом [info]hajoff был там с друзьями, и они даже спускались в заброшенную шахту — все, что осталось от специального и секретного строительства.

Еще этот тоннель примечателен тем, что строительством первой шахты руководил молодой инженер Юрий Анатольевич Кошелев, впоследствии — начальник Московского метростроя и видный подземный строитель. Вчера ему исполнилось 85 лет. От все души поздравляю Юрия Анатольевича и желаю ему крепкого здоровья.

Но сначала небольшой экскурс в историю.

Тоннель под Волгой в Нижнем Новгороде.
Перед Первой мировой войной, в 1914 году, уже обсуждался вопрос строительства тоннеля под Волгой. Существовавшая «Особая комиссия по устройству Нижегородского железнодорожного узла» рассмотрела оба варианта перехода — мостовой и тоннельный. Но из-за опасности разрушения моста при ледоходе предпочтение было отдано тоннельному — «Переход Волги по линии Нижний Новгород — Котельнич предпочтительнее устроить подводным тоннелем». Но началась война и стало не до тоннеля. В дальнейшем к нему вернулись в 1918 году, уже при Советской власти, но тоннель так и не был построен. Чуть более подробно вы можете прочитать здесь.

В книге «Подводные тоннели» (Проф. А.Н. Пассек, Трансжелдориздат, Москва 1933 год) есть небольшое описание обделки этого тоннеля и технология его строительства.

Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом
В небольшом архиве вы можете найти сканы двух страниц книги и большого чертежа организации проходки и устройства обделки.

Тоннели под Днепром.
Вторая попытка построить подводный железнодорожный тоннель была предпринята в Киеве — «Стройка НКПС №1» или Тоннели под Днепром. В 1936 году началось строительство двух тоннелей — в северной и в южной части города. Этому строительству повезло больше. В южной части успели пройти несколько стволов (опустить кессоны), построить рамповые участки и начать проходку самого тоннеля. С началом войны строительство было остановлено.

На северной трубе построили только один кессон, но так его и не опустили. До сих пор эта «бетонная подводная лодка» стоит в Оболони.
Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом

Южная труба
Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом
(c) Схема взята отсюда

По этой стройке есть куча сайтов и информации, а на поверхности осталось достаточно артефактов для изучения.

Вот ссылки для самостоятельного изучения:
«Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”» — наверное, самая полная информация.
Сталинские Туннели под Днепром: Мифы и реальность
Стройка НКПС №1

Тоннель под Амуром.
В 1937 году началось строительство тоннеля под р. Амур, в Хабаровске. На данный момент это единственный в России подводный железнодорожный тоннель. Его длина  составляет 7198 метров.

Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом

По этому тоннелю крайне мало фотографий. Наверное, наибольшую их общедоступную подборку сделал Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом [info]riverpilgrim — «Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске»

Этому тоннелю повезло больше — в 1941 году, с началом войны, он был почти закончен и был достроен в предельно в короткий срок. После окончания военных действий на Дальнем Востоке тоннель был отправлен на секретную консервацию, где и находился до 1964 года, когда началась его гражданская эксплуатация.

Тоннель на остров Сахалин.
Я уже рассказывал вам про этот тоннель. Теперь же мы можем посмотреть на уникальные фотографии той шахты, которую успели построить.

Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом
Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом [info]hajoff Остальные фотографии, доступные у него на сайте.

У меня есть небольшая подборка материала по этому проекту.
http://russos.ru/img/tunnels/sahalin/sahalin.zip — текст из какого-то журнала (название журнала у меня не сохранилось) про этот проект, плюс отличная подборка исторических документов и постановлений об этой стройке.
http://russos.ru/img/tunnels/sahalin/1996_03-sah.pdf — статья из журнала Наука и Жизнь №3 за 1996 год.

Руководил строительством проходки первой шахты молодой инженер Ю. А. Кошелев. Он с большой теплотой вспоминает дни своей молодости.

Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом

В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство №6 МПС на остров Сахалин... Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобожденные. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, - это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобожденных… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года. Очень хорошо помню этот морозный день. Монтировали последнее кольцо всю ночь. Часов в 5 утра поднялись наверх. И тут нам устроили торжественную встречу. Приехал начальник материкового строительства Николай Иванович Котельников - толковый, знающий инженер и руководитель, а также Алексей Леонтьевич Яремчук - наш непосредственный начальник, бывший метростроевец, орденоносец, руководитель проходческой бригады, отличный мастер своего дела. Тут же у ствола шахты мне вручили ордер на комнату. Но в тех условиях это была очень приятная награда. А ребята получили большие премии. Но, и конечно, стол был накрыт соответствующий. Хотелось бы заметить, что на этой стройке очень ценился труд. О людях заботились, а было их тысяч десять, не меньше… Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера еще работали, а сегодня сказали: "Все, больше не надо". Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы все имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия - продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобожденных уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное - тоннель действительно необходим стране…

Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом

Юрий Анатольевич Кошелев начал свою трудовую деятельность как раз на строительстве этого тоннеля. Потом прошел путь от рядового инженера до начальника Московского метростроя. Первый раз начальником МосМетростроя он стал в 1972 году и проработал до 1976 года, когда ушел в министерство руководить «главком» (Главтоннельметрострой). Он снова вернулся в метрострой в 1986 году и руководил им до 1999 года, когда ушел на заслуженный отдых.

«Моя жизнь — вся метростроевская», — сказал он в одном из своих интервью. Ю. А. Кошелев начинал сменным инженером в ТО-6, был начальником участка, девять лет — главным инженером, год — начальником СМУ-6. Работал в то время на строительстве «Фрунзенской», «Таганской» (радиальной), на кессонном участке перегонных тоннелей между станциями «Ленинские горы»—«Университет». Именно личный опыт и заставил Юрия Анатольевича совместно со специалистами Метрогипротранса заняться поисками такого технического решения, которое бы полностью исключило кессон. Выход был найден — это так называемый метод проходки в обводненных неустойчивых грунтах с принудительным водопонижением и контурным замораживанием. Работа получила большое признание, в том числе и за рубежом.

Вчера ему исполнилось 85 лет. Его друзья, коллеги и ученики пришли его поздравить с этим почтенным юбилеем.

Тоннель на о. Сахалин под Татарским проливом

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Партия «Единая Россия» назвала трех кандидатов на пост главы Новосибирской области, которые будут предложены президенту. В список «единороссов» вошли исполняющий обязанности главы региона Василий Юрченко, главный федеральный инспектор ...
Или на Сенатской, кому как больше нравится. И самый главный здесь кто? Правильно, Исаакиевский собор! О какой! Диоскуры, белые как куры! :) Внутри Манежа выставка про балет, с цифровыми проекциями, 3D моделями и прочей бесовщиной! :) Прям сказки Венского леса какие-то, а не ...
Неоднократно встречал в фильмах такой штамп - семья утром проснулась, помылась-почистилась, обычно еще и опаздывает и торопливо садится во всем парадном есть завтрак. В этот момент у меня вскипает мозг - неужели так бывает? Им никогда не летел соус на пиджак, кофе на штаны, джем на ...
Я решила продолжить традицию, начатую мной  в рассказе про конфетную фабрику в Ницце . Этот рассказ- тоже для сладкоежек. Сладкоежки, приглашаю вас заглянуть со мной в The Cheesecake Factory в Лос-Анджелесе. Только в этот раз никакая это не экскурсия. ...
Наташа меня вытащила в кино, чему я весьма рад.  Фильм по мотивам одноимённой книги Кира Булычёва, которую я не читал!  Оказывается, я вообще Булычёва не читал...  В общем: — юмор не тупой — актёры живые, играют отлично — графика на высоте — нет блевотного ...