
Толстой и Флобер.


Вчера напомнили слова Льва Николаевича Толстого про поэзию. Матерый человечище считал, что писать стихи то же самое как танцевать за плугом во время пашни.
Взгляд довольно странный, ибо стихи начали сочинять задолго до прозы. Когда письменности не было, единственным способом передать т.н. "текстовую информацию" было сочинить стих, просто потому, что его запомнить можно, а прозу фиг запомнишь. Вот ту же "Ригведу" или поэмы Гомера веками передавали из уст в уста. Риши (сказители "Ригведы") даже методу придумали заучивания наизусть особливую. Спустя время даже слова некоторые непонятными стали, но их тупо учили просто потому, что без них стих уже не тот ("Из песни слов не выкинешь").
Ну да ладно про Толстого и поэтов. Я не про поэтов, я про непростые взаимоотношения Льва Николаевича Толстого и Густава Ахилловича Флоберта.

В 1856 году оный французско-подданый с 1 октября по 15 декабря в журнале "Revue de Paris" опубликовал свой роман "Madame Bovary". Роман наделал много шуму и даже привел автора и издателя журнала на скамью подсудимых. Впрочем, их обоих оправдали. Связанный с процессом газетный гвалт позволил выпустить "Мадам Бовари" отдельным изданием. Такая вот история публикации этого шедевра мировой литературы.

Но дело даже не в истории публикации, хотя она сама по себе может быть основой для хорошего романа. Дело в ином. Известно, что у всякого романа есть свой сюжет. Главный сюжет, т.е. линия. К этой линии каждый автор по силе таланта присобачивает подробности, дополнительные сюжеты, мысли подпущает, ну, словно, повар какой, что суп готовит. Но основа есть, и она проста.
Теперь взглянем на сюжет "Мадам Бовари" не предвзятым глазом. Ведь что он из себя представляет, если всю стороннюю шелуху сбросить? А вот что:
1) Девица выходит замуж за человека в летах, очень скоро она выясняет, что его не любит.
2) Гражданка начинает крутить роман.
3) Запутавшись во всем этом, она кончает с собой.
Все. Ведь я ничего не спутал?
А теперь посмотрим на другой роман. На "Анну Каренину", что вышел в 1877 году.

Какая там главная сюжетная линия? Ась?
Вот то-то же. Одно дело поэтов хаять, а другое... Хотя "Анна Каренина" роман хороший, но сюжет у Густава Ахилловича уперт. Такой вот анекдот.