рейтинг блогов

Тоже скажу за "Секретный фарватер"

топ 100 блогов filibuster6012.06.2022

       Хороший разбор. Однако я буду не я, если не вставлю свои пять копеек, которые мне представляются достаточно весомыми.
      И прежде всего: немецкая буква "U" произносится не как "Ю", ибо это не английский язык. Всегда резало ухо и продолжает резать. Даже если она звучит не в слове - то есть не как звук, а просто как буква. "У" и только "У". "У девяносто шесть", "У сорок семь", "у-бот" и т.д.
       И ещё. Действительно, разбирая "Секретный фарватер", никак не обойтись без сравнения книги и фильма. Они разительно отличаются. Общеизвестно, что фильм чаще всего хуже книги, и чтобы сделать фильм лучше книги, режиссёру и его команде нужно капитально постараться. Это не всегда возможно хотя бы потому что книга безразмерная (какая написалась, такая и написалась), а фильм, как правило, имеет ограничения по времени - что вынуждает либо делать кучу серий ("Узник замка Иф", "17 мгновений весны" и пр.), либо в фильм не попадает многое из книги, а это и персонажи, и эпизоды (так было и в фильме "Das Boot", и во многих-многих других). А бывает и так, что режиссёр вообще перекручивает сюжет книги, меняет концовку, вставляет эпизоды "от себя", то бишь самовыражается, а зритель потом смотрит и делает глаза глубоководной рыбы, вытащенной на поверхность.
       В фильме отсутствует капитан 1 ранга Грибов. Центральным персонажем книги, на мой взгляд, является именно он, а не Шубин. Вывести его линию в фильме было бы очень-очень трудно - чисто из-за ограниченных возможностей кино (в сравнении с книгой), потому что всё время приходилось бы использовать "голос Копеляна за кадром" и вообще ломать структуру сценария (точнее, писать новый с утроением количества серий).
       Далее, в фильме режиссёр зачем-то решил вместо Шубина-Котенёва убить Мезенцеву-Гузееву, и это выглядит очень странным. Зачем? В том-то и состоял замысел Платова, что тайну секретной подводной лодки постепенно расшифровал не один человек, а несколько, причём по очереди, и это целая семья - муж, жена и приёмный сын, и всё это с помощью друзей-соратников и под руководством старого штурмана. Это коллективная работа, это священный долг всех нормальных людей - вытащить гадину на поверхность и задавить её, эта мысль объединяет... Однако в фильме действует супермен - ну, как и полагается в кино.
       В фильме нет катеров типа Г-5, а присутствуют бронекатера, и лично меня это расстроило с первых же минут первого же просмотра. Книжку я прочитал в 12 лет (1972), фильм - сразу, как он вышел. Я так его ждал!!! Лихой Шубин на стремительном Г-5 во главе звена мчит по волнам - это архетип с детства, который был безнадёжно разрушен киноавторами. Я понимаю, что тупо не нашли для съёмок катер Г-5, ладно, но более поздний-то катер снять было не такой уж и проблемой (тут отсылка сразу к двум фильмам примерно тех же лет - "Юнги Северного флота" и "Один шанс из тысячи"). Мне трудно представить, как речные (!) бронекатера могли ходить в шхеры и решать там какие-то задачи, да и вообще по всей Балтике. В фильме использованы бронекатера проекта 1204 "Шмель" середины 1960-х годов. А у него там (у Шубина) на бронекатере ещё и торпедные аппараты по бокам прилеплены (проскакивают в кадре). Жуть.
       История с подводником Донченко, который "потопил" лодку фон Цвишена в Варангер-фиорде, - вовсе не выдумка Платова. Это сказка о подводной лодке М-176, как бы ставшая былью (правда, там М-176 стреляла по всплывшему врагу): лодке засчитали потопление U-25 (типа IA), что, конечно же, не есть правда. И дело тут вовсе не в сложности бесперископной стрельбы, а в том, что командир лодки, стреляющей по подводной цели, просто не знает, какую выставлять глубину хода торпед. Опять же, фраза Донченко насчёт того, что поднял перископ и увидел радужные пятна соляра на воде, всякую требуху... как можно их увидеть в перископ - не представляю. В общем, с исторической точки зрения это ерунда - что в книге, что в фильме. Как и насчёт имитации потопления методом выстреливания всякого мусора, пилоток, газет и деревянных предметов аварийно-спасательного имущества, обильно политых отработкой, - Владимир Нагирняк совершенно справедливо замечает, что это было бы возможно лишь на глубине, не превышающей 25 м (задние крышки немецких торпедных аппаратов не держали давление свыше 2,5 кг/см2). Да и не найдёшь в исторических документах упоминаний о такого рода уловке (только в двух книгах Пикуля и Платова), Владимир снова прав.
       В фильме зачем-то "засветили" номер "Летучего голландца": U-127. Зачем было это делать - не понимаю. Реальная U-127 типа IXC (командир корветтен-капитан Бруно Хансманн) погибла в декабре 1941 г. к весту от Гибралтара, в первом же боевом походе, так ничего и не потопив. Про то, как в фильме показано минирование места, где была найдена ложка с "Голландца", тактично промолчим, хе-хе.
       Насчёт погон Герхарда фон Цвишена - тоже всё верно. Можно было бы ещё удивиться чину фрегаттен-капитана, командовавшего лодкой в 1942 году, но не там-то было. Да, подавляющее большинство командиров немецких лодок были капитан-лейтенантами и обер-лейтенантами. Однако корветтен-капитанов тоже хватало. Изредка водились и фрегаттен-капитаны, а были даже и капитаны цур зее - например, Арвед фон Мюлендаль, командир U-867, погибший вместе со всем экипажем в Норвежском море (1944 г.). И он такой не один. Что же до возрастов командиров, то 60 лет - это, конечно, перебор, но троим командирам действительно было 51, 52 и 54 года, и здесь мы говорим только о командирах именно боевых лодок на момент их выхода в боевые походы. Кстати, Zwischen переводится как "между", "промежуточный" - мол, хитрый змей, везде пролезет-проползёт, как-то так.
       Насчёт тайных баз для немецких подводных лодок. Не будем говорить о штатных бункерах, в том числе и вырубленных в норвежских скалах, это излишне. Да, были тайные базы снабжения Кригсмарине на советском Севере, но они представляли собой просто временные склады под открытым небом Арктики. О всевозможных гротах, в т.ч. и подводных, сведений нет - равно как и о тайных базах в Южной Америке. Это выдумка Платова, но выдумка очень хорошая и интересная, и пришита она как нельзя к месту. Другое дело, что эти "вопросы" по сей день будоражат умы досужих журналистов и писак-полуфантастов, однако они же и пробуждают интерес к изучению истории, и для абсолютного большинства специалистов по истории немецких подводных лодок книга Платова была первым чтивом по этой теме.
       В фильме "Летучий голландец" топит пассажирский пароход на речке Аракаре торпедой. Это, конечно, чушь. Торпеда зарылась бы в речной ил сразу после выстрела, так и не выйдя на траекторию. Ещё и с такой дистанции (река же). Да и тратить драгоценную торпеду на эту "галошу" фон Цвишен не стал бы, достаточно пулемётов и зенитки. Плюс пираньи, ага.
       Жаль, но в фильм не попала пограничная служба Шурки Ластикова. А как раз там вот очень интересно и захватывающе (по книге). Мне даже во сне снилось, как "мертвец-утопленник" медленно переворачивается со спины на живот, а потом привстаёт на локтях и всматривается в темноту... а в темноте сидят невидимые погранцы с автоматами...
       Интерьер Винеты-5 в фильме удручает, конечно. Даже по прошествии нескольких лет не может настолько облупиться краска с потолков и стен, а уж весь вот этот бардак и беспорядок, всякий хлам и отсутствие того, что там непременно должно было быть и не могло быть эвакуировано, просто умиляют. Какая-то полная разруха. Равно как удручают и советские "дубы" на козырьке фуражки командира немецкой подводной лодки (вместо двойного золотого шитья), накрахмаленная рубашка фон Цвишена (Владимир Нагирняк совершенно прав) и простор кают-компании, где на переборке аж картина с парусником висит. И да, что-то многовато офицеров на "Голландце", непорядок.
       Самолёты Як-18 в роли Ла-5 и Fw.190 нас давно не удивляют. Как и лодки проектов 611 и 613 в роли "щук" и "семёрок". Оно и понятно: где было их взять в 1986 году? Но глаз режет, конечно. Другое дело - светящийся фарватер, давший название книге. В романе он зажёгся лишь для того, чтобы лодка безопасно прошла вдоль него в Винету-5 - и она прошла. В фильме он просто поморгал - и всё. Словно для проверки. Понятно, что такой метод обвеховки фарватера - бред. Это выдумка Платова. Но выдумка очень занятная, потому что сразу нагоняет ощущение тайны и возбуждает интерес. С другой стороны, в моментах, касающихся кораблевождения, Платов очень точен. И команда Шубина "Запирающие закрыть!" тоже очень точна. Больше нигде такую точность не встретить. Ну-ка, знатоки, что означает команда "Запирающие закрыть"?
       Кстати, о Шубине. В самой первой публикации "Фарватера" (опять забыл, в каком журнале!) был не Шубин, а был Усов. Интересно, правда?
       Балтийские торпедные катера типа Г-5 в составе двух бригад и отдельного отряда действительно работали в море - топили одиночные вражеские транспорты, идущие в Рижский залив. Несли большие потери - в основном от авиации противника. Их мореходность ограничивалась 5 баллами, поэтому они применялись далеко не так часто, как того хотелось бы командованию флота. Гораздо чаще они выполняли задачи по доставке кого-то или чего-то куда-то - например, тех же разведчиков и метеорологов, и сами занимались разведкой, в том числе и в финских шхерах. А конвои они не атаковали. Единственный, как писали, за всю войну большой боевой эпизод имел место быть в конце сентября 1941 г. в районе полуострова Сырве, когде четыре катера атаковали крупное соединение немецких кораблей (лёгкие крейсера "Эмден" и "Ляйпциг", миноносцы T-7, T-8 и T-11, плюс тральщики 17-й флотилии). Атака была неудачной (ни одна торпеда никуда не попала, один катер был подбит), и лишь при возвращении в базу оставшиеся три катера потопили вспомогательный тральщик M-1707. Но в том бою катерники проявили смелость и самоотверженность, а командовал звеном старший лейтенант Ущев Б. П. Борис Петрович! Герой Советского Союза. Вот оттуда и появился в книге Борис Усов. В ряде интернет-источников, описывающих ту атаку, он почему-то изменён на старшего лейтенанта Гуманенко В. П. Почему? Не знаю. Но во втором "бумажном" издании романа Борис Усов стал Борисом Шубиным, и этот шаг Платова наверняка был чем-то обоснован.
       В фильме ещё звучит слово "акваланг". Нет, конечно, само слово-то уже существовало, но показанный советский аппарат АВМ-1 начали производить аж в 1957 году, а до той поры в ходу было слово "скуба" (SCUBA), которых на нашем флоте и не видали. Наши легководолазы в войну и после войны использовали аппараты замкнутого цикла - навроде ИСАМ-48. В каком году нашли Винету-5? Шурка в 1945-м поступил в высшее военно-морское училище, пять лет учился, в 1950-м выпустился, плюс ещё год-полтора службы в Морчастях погранвойск и поиски Винеты. Но: в книге Шурка внимательно изучал иностранный акваланг, брошенный шпионом в лесном озере, а потом ему помогали два штатных подводных пловца, которых Платов называет аквалангистами - при том, что отечественный акваланг ещё не создан... На мой взгляд, это досадный ляпсус. В общем, шубинский крик в фильме "Шурка! Акваланг!" не убеждает. И да: если Шурка в военно-морской бурсе мог научиться легководолазному делу (нас, например, учили всех поголовно), то у Шубина в два счёта овладеть им на уровне "вплыть в Винету" никак не получилось бы. Плавать с аквалангом - это, извиняюсь, не орешки перед телевизором щёлкать, знающие подтвердят. На шару не получится, бо утонешь и погибнешь (или наоборот, погибнешь и утонешь).
       Кстати, Макс Токарев как-то говорил мне название того самого острова, где "типа была" Винета-5... а я забыл :-((
       А книгу и фильм я всё равно люблю (особенно книгу и особенно фильм). Это как "17 мгновений весны" - ведь знаешь почти наизусть, лажи и ляпов полно, а всё равно читаешь/смотришь - и захватывает. Потому что умели раньше и книжки писать, и кино снимать. Сейчас, увы, разучились. К сожалению. Мда-с.
       Доклад закончил. А Владимиру, как обычно, спасибо за хороший обзор. Что же касаемо Гоблина и Жукова с их позорно-дилетантским и хамским разбором фильма "Das Boot", то этим двум дутым всезнайкам лучше бы молча пососать свои леденцы за углом и не высовываться.

 Тоже скажу за Секретный фарватер undefined Тоже скажу за Секретный фарватер

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Самые странные люди - это те, кто диктуют, о чем мне следует писать и чем заниматься, но ни копейки мне за это не платят. Из интересного за последние часы - в Белгороде сразу после запуска упали не менее 12 запущенных по Украине ракет С-300. Что это было - неизвестно, но мне нравится. ...
Для самостоятельного разбора. Опишите, какая СЗ у автора, есть ли векторы косяков и сливов. Где ее КП. Самооценку ее опишите, рефлексию, локус контроля, границы. В общем, все, что происходит, описывайте. alexavolochan Здравствуйте, Эволюция! Я боюсь, что придется ...
Я перечитал написанное и пришел к выводу, что тут не столько о театре, сколько обо мне самом. Но тут уж ничего не могу поделать. Видеть мир чужими глазами я совсем не умею. Подняться надо всем, посмотреть с точки зрения Вечности … это не для меня, уж простите. *** Не могу себя ...
Здравия желаю, уважаемые поцоны и дамы. Всем трапезы среднего рода: пюре, суфле, консомэ и кофе. . Вот знаю я, что например пожилой токарь шестого разряда может чему-то научить юного токаря-перворазрядника. Ну там например работе с длинными эксцентричными деталями с точностью и ...
В моих ебенях закрыли на ремонт один из основных городских путепроводов, соединяющий один из районов с остальным городом. Тот район находится за речкой. Ну, предусмотрели конечно же пути объезда, их два основных. Но... Эти пути объезда какбэ и без того были загружены. Особенно в часы ...