Точка наблюдения №778. Приключения рачков.

топ 100 блогов chaivo05.11.2023

   Итак, маршруты по участку Хара-Мас в пешей доступности от устья ручья были отработаны, дальше нас послать было некуда так наш лист заканчивался - мы и так работали почти у северо-восточной кромки, поэтому перед возвращением на базу получили ещё одно задание на отбор контрольных проб «ну вам же все-равно по пути». Контрольная проба отбираются в том же месте, где уже была взята проба другим геологом для проверки сходимости результатов. Иногда для выяснения обиралась ли проба вообще. Нам, конечно, было по пути - но отбор пары проб это лишние три часа, как ни крути - пристать к берегу, пройти вверх по руслу ручья 1-2 км, отобрать и задокументировать пробы (а в устьях как раз ещё и коренные обнажения, которые нельзя игнорировать), вернутся, переодеться и упаковаться в лодку. Так что во избежание новых руководящих указаний спутниковый телефон накануне отъезда мы передали соседнему отряду, стоящему километров на 10 ниже нас по реке. Посмотрели на их настоящего лодочника, который в свободное от маршрутов время заготавливает дрова, ловит рыбу, готовит еду (не только для себя), вздохнули и отправились в а базу. С попутным отбором контрольных проб, конечно. Нам же не сложно. Кто-то же должен… затыкать прорехи в планировании. Потому что отбором контроля планово занимается главный геолог/начальник партии обычно. 3-5% проб дают достаточную статистику. 

Банный день по приезду
Банный день по приезду

Но пора было уже передохнуть и почистить перышки. Благо на базе есть настоящая баня. Кроме того, развесить на просушку и обработать просохшие пробы. Привести в порядок карту, дневники и этикетки. А главное - как следует распланировать следующий участок работ!
К нашему зам начальнику нужно меня было два ключевых вопроса: палатки и перчатки. Отбор проб по потокам рассеяния и шлихов - дело весьма мокрое, а вода в регионах распространения вечной мерзлоты почему-то холодная. Для отбора донной пробы частенько приходится запускать в нее руки по локоть, а иногда, если не халявить, и по плечо. Потом мокрая ситовка - от 10 до 30 минут в зависимости от материала, нужно отмыть фракцию -1мм. Мытье шлиха может занимать 30-60 минут возни с лотком в холодной проточной воде. Для всех этих видов работ существуют общеизвестные СИЗ - обрезиненые перчатки по локоть. Я встречал их в любой затрапезной организации.. но толко не здесь. "Начальство бы сунуть в эту глину и воду, подержать бы денек в раскисшей дыре" (с) Здесь же пределом роскоши оказались хб/бу с пупырышками одна пара на сезон…

Сушка проб
Сушка проб

Палаток же, как я и говорил, на складе было полно. Придирчиво перебрав имеющийся в наличии брезент собрали из двух одну. С разделкой и оттяжками, светящимися скатами, но без явных дыр. Дело встало за печкой, которую взялся сварганить нам из бочки рабочий 3го разряда Андрей - когда-то в юности он отучился в ПТУ на сварщика. Так что из бочки и петель от старого патронного ящика вышла неплохая но очень дымная печка из-за дыр в месте сварки на присоединении дверцы к торцу печки. Андрей грешил на тонкий металл и мокрые электроды но мы и тому были рады - у нас есть печка! Удалось даже подобрать к ней трубу, хотя разделку пришлось перешить на чукотский манер со стенки на скат. Плюс пару метров полиэтилена на тент - и наш дом готов!

Наш новый дом — и никакой ипотеки!
Наш новый дом — и никакой ипотеки!

На базе пришлось также освоить дрожжевое тесто так как хлеба не было (никто не подумал наладить поставки из Саскылаха с катерами Алмазов Анабара, хотя к концу сезона этот вопрос решили таки) но были дрожжи и мука. Немного интернета, немного практики и первые лепешки были готовы! (Дальше дошло дело даже до пирожков, так что новый полевой навык обретен)

Лепешки из дрожжевого теста
Лепешки из дрожжевого теста

Отмокнув в бане и отъевшись немного мы приступили к планированию следующего участка. Самым сложным в этом процессе было узнать где он окажется на этот раз… (см планирование)

Планирование сети маршрутов в АркГИС
Планирование сети маршрутов в АркГИС

На базе Эбелях, отмывшись, постиравшись и просушившись за пару маршрутных недель мы воспользовались передышкой для камеральных работ. Нужно было зачать карту фактов по пройденным и набросать планы и бегунки по планируемым маршрутам. Благо проектная карта была таки создана в ветхозаветном ArcView - но это все же уже цифровые данные, которые можно почти без танцев с бубном импортировать в ArcMap и работать дальше по-человечески. С картой фактов было проще - скинули треки с gps, импортировали в гис-проект, обрезали лишнее, посчитали статистику - заодно и студент Арсений попрактиковался, за буровика Марка я ответственености не чувствовал, у них своя программа, а защита полевых на кафедре неизбежна, так что новый навык освоить полезно.

Командирский балок начальника партии и его зама
Командирский балок начальника партии и его зама


С планируемым участком было сложнее - пойдите туда, не знаю куда не работает в качестве нормального ТЗ но все же нам удалось сузить предполагаемый район работ до верховьев р. Большая Куонамка. Большая и малая Куонамки, сливаясь в экстазе в районе 71й параллели, дают начало великой русской реке Анабар. Вот один из этих истоков со всеми его притоками до третьего порядка нам и нужно было отработать. Участок вышел зело велик поэтому для планирования работ пришлось разбить его на два - условные «верховья» (до настоящих верховьев Большой Куонамки оттуда ещё 150 км на запад и немного на север через весь Анабарскмй щит, просто там уже заканчивался наш лист и «низовья» от устья р. Старая до слияния с Малой Куонамкой. В низовьях - скальные обрывы, каньонообразные русла и приличная на вид проходимость, в верховьях - заболоченный водораздел, заросшие ивняком и полярной березкой долины ручьев и несколько кимберлитовых трубок. Порядок отработки диктует логистика и география - начинать надо с дальняка.
На оба участка в гисах были отрисованы обзорные карты по участкам, составлена разбивка по маршрутам, отдельные карты по каждому маршруту на формат А4 - так называемые «бегунки».
Наш участок упирался на этот раз в южный обрез листа и через изрядное верховое болото должен был стыковаться с маршрутами «лесной» партии. Но чтобы их сомкнуть требовалось провести пару «выкидных» маршрутов - на несколько дней от лагеря.

Камералка и эбеляхские дачки
Камералка и эбеляхские дачки

Чтобы увеличить эффективность пробоотбора предложил зам нач партии прикомандировать к нам ещё одного геолога и выдать ему лодочника в качестве рабочего - производительность можно было поднять на треть, создав третью маршрутную пару при минимальных затратах, но… эффект был получен странный - на следующее утро зам начальника собрал в вездеход троих своих геологов и наскоро попрощавшись отбыл «на неделю другую» срочно отбирать пробы офицерским составом прямо с вездехода. Три геолога (зам нач партии, нач отряда и геолог II кат) без рабочих составляли по сути один отряд, хотя и высокомобильный за счет вездехода.
Правда в нашей партии вместо привычных всем гусеничных ГТТ или МТЛБ вездеходами назывались мелкие колесные убыточные изделия китежградского завода маготехники «Лесник» и «Шатун» на шинах низкого давления, с грузоподъемностью до 500 кг, ВАЗовской коробкой передач, УАЗовскими мостами и китайскими дизелями. Как часто ломались эти Франкенштейны в условиях реального заполярья можете себе представить. Один лишь список крупных поломок для предоставления производителю включал 15 пунктов. А так как они были разных моделей собрать из двух один рабочий не представлялось возможным. На базе также грустил Каракат - легкий как-бы-тоже мотовездеход, но он сломался ещё до нашего приезда после пары ходок к реке за водой… да, воду на базу мы тоже ввозили в канистрах, потому что насос тоже сломался… Сломались и два электрогенератора (разных систем чтобы их нельзя было починить взаимным заменой деталей…) но я отвлекся! 

Банка варенья и корзина печенья
Банка варенья и корзина печенья

После скоропостижного отбытия во внеплановый маршрут всего начальства за старших на базе осталось начальники отрядов. Собственно на третий день выехать были готовы и мы, но нужно было дождаться лодку, которая ушла в Жилинду за бензином. Жилинда это не местное ругательство, а название поселка в 120 км выше по р. Малая Куонамка. Экономика похода за бензином была примерно такая: 180 л потрачено 400 л куплено. Потому что рассчитать расход бензина заранее и завезти по зимнику запас - это моветон. (Про то что лодочные моторы у нас тоже были трех разных систем - водометный, на воздушной подушке и обычный винт - стоит ли упоминать уже? И, конечно, лодки были бензиновыми, а вездеходы - дизельными чтобы точно ничего на перепутать.)
От увлекательной экскурсии в пос. Жилинда в качестве аттракциона я отказался, но попросил поехавшего туда нач соседнего отряда привезти нам бочку варенья и ящик печенья, так как подобной роскоши на нашем складе не водилось, снабдив его ценными указаниями и расходной суммой денег. Коробка печенья «Ювелирное» (закос под Юбилейное?) и пять пачек джема выручали нас почти до конца сезона! 

Пока на базе не было народу там был кое-какой интернет (но пришлось установить график чтобы никто не выкачивал бездумно весь трафик) и удалось на принтере, списанном даже из ИМГРЭ распечатать наши карты. Ура, мы готовы идти в маршрут!
Дождавшись пока гонцы из Жилинды вернутся, отоспятся после почти суток водного пути и переждав первый день дождя мы таки отправились в путь, проведя таким образом на базе целых 5 дней, вместо расчетных трёх.

Отплытие первой части восьмого отряда с базы Эбелях
Отплытие первой части восьмого отряда с базы Эбелях

Пользуясь полной свободой выбора при сборе снаряжения и продовольствия на этот участок, техники-геологи (они же студенты) развили бурную деятельность на складе и набрали еды с размахом, запаковали её отдельно по 2м участкам в пластиковые ящики и бочки, которые были обнаружены в избытке.
К нашему лагерному скрабу добавилась брезентовая палатка, печка, столик и раскладушки для палатки - вообщем ещё 3 транса приличного размера, типа такого с которым стоит Андрей на первом фото.
Теперь со всем этим барахлом попробуем взлететь. Ах, да - ещё пара бочек бензина, потому что дорога в один конец составляла 56 расчётных км и не меньше мы должны были намотать на забросках-выбросках в маршруты. Поэтому заезд решили осуществить в два приема, как в задаче про волка, козу и капусту. Я стратег, поэтому тактическое решение было оставлено лодочнику - он нас возит, чинит, заправляет так что в два приема так в два приема - мы же экономим бензин, вы помните? Заброска была вверх по течению, так что обратно всяко доплывем, даже если не быстро.

Лодочник Дмитрич за работой
Лодочник Дмитрич за работой

Первым рейсом, с утра пораньше, часов в 12 отправились Андрей, Марк и бочка бензина. Хотелось бы отправить их заодно в маршрут, хотя б на пару точек, чтобы не ждали нас скучая без работы - но они справились! Их выбросили на косе на пол-пути.
За нами лодка вернулась часов через 5, и, погрузив вторую партию груза, мы таки тоже отправились в путь сначала вверх по Анабару до слияния Куонамок, к месту временной выброски бензина и ребят, а потом, испив с ними чайку, ещё выше по Большой Куонамке до места следующего лагеря, ибо начинать нужно с дальних точек, а не с красивых. И выбор места для лагеря - уже моя задача.

Арсений, Айхал и мои сапоги
Арсений, Айхал и мои сапоги

Хотя доломитовые обрывы приустьевой части Большой Куонамки сулили интересные обнажения и приличную проходимость, в отличие от нашего заболоченного участка выше по течению с ручьем Маристый. Но кто-то же должен делать и сложную работу. Не понимаю только почему я всегда этот кто-то ;) Впрочем, так было правильно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А что необходимо вам? ...
Владимира Зеленского я уверен проклянут следующие поколения. И на Западе думаю тоже. Дело в том что Зеленский, хотел он того или нет - но он показал нам зачем нужно тоталитарное государство. Что это не плод больного воображения не совсем нормального Гитлера или закоренелого преступника ...
Документнальный фильм, рассказывающий, как живут сегодня коллеги Евсюкова. Как живут на "красной" зоне бывшие милиционеры, попутно, как живут обычные зеки. В меня, было дело, пьяный милиционер тоже тыкал пистолетом, так что я с большим интересом ...
на выходных побывали в парке птиц  (ехать в районе часа по калужке) очень рекомендую , особенно если есть дети и желательно, конечно, брать экскурсию. я птиц никогда не любила, но те, что есть в этом парке-просто душки-душки))) разделов с птицами ...
Внимание, отличная новость: авиабилеты в Крым подешевели! Теперь уже один билет на самолет в Крым туда-обратно из Москвы стоит не 12500-15000 тысяч рублей, как в июле, а всего лишь 6515 рублей, что в два раза дешевле. Это я имею ввиду билеты на сентябрь. Сколько стоят билеты в ...