Точка наблюдения №778. Приключения рачков.
chaivo — 05.11.2023Итак, маршруты по участку Хара-Мас в пешей доступности от устья ручья были отработаны, дальше нас послать было некуда так наш лист заканчивался - мы и так работали почти у северо-восточной кромки, поэтому перед возвращением на базу получили ещё одно задание на отбор контрольных проб «ну вам же все-равно по пути». Контрольная проба отбираются в том же месте, где уже была взята проба другим геологом для проверки сходимости результатов. Иногда для выяснения обиралась ли проба вообще. Нам, конечно, было по пути - но отбор пары проб это лишние три часа, как ни крути - пристать к берегу, пройти вверх по руслу ручья 1-2 км, отобрать и задокументировать пробы (а в устьях как раз ещё и коренные обнажения, которые нельзя игнорировать), вернутся, переодеться и упаковаться в лодку. Так что во избежание новых руководящих указаний спутниковый телефон накануне отъезда мы передали соседнему отряду, стоящему километров на 10 ниже нас по реке. Посмотрели на их настоящего лодочника, который в свободное от маршрутов время заготавливает дрова, ловит рыбу, готовит еду (не только для себя), вздохнули и отправились в а базу. С попутным отбором контрольных проб, конечно. Нам же не сложно. Кто-то же должен… затыкать прорехи в планировании. Потому что отбором контроля планово занимается главный геолог/начальник партии обычно. 3-5% проб дают достаточную статистику.
Но пора было уже передохнуть и почистить перышки. Благо на базе
есть настоящая баня. Кроме того, развесить на просушку и обработать
просохшие пробы. Привести в порядок карту, дневники и этикетки. А
главное - как следует распланировать следующий участок работ!
К нашему зам начальнику нужно меня было два ключевых вопроса:
палатки и перчатки. Отбор проб по потокам рассеяния и шлихов - дело
весьма мокрое, а вода в регионах распространения вечной мерзлоты
почему-то холодная. Для отбора донной пробы частенько приходится
запускать в нее руки по локоть, а иногда, если не халявить, и по
плечо. Потом мокрая ситовка - от 10 до 30 минут в зависимости от
материала, нужно отмыть фракцию -1мм. Мытье шлиха может занимать
30-60 минут возни с лотком в холодной проточной воде. Для всех этих
видов работ существуют общеизвестные СИЗ - обрезиненые перчатки по
локоть. Я встречал их в любой затрапезной организации.. но толко не
здесь. "Начальство бы сунуть в эту глину и воду, подержать бы денек
в раскисшей дыре" (с) Здесь же пределом роскоши оказались хб/бу с
пупырышками одна пара на сезон…
Палаток же, как я и говорил, на складе было полно. Придирчиво перебрав имеющийся в наличии брезент собрали из двух одну. С разделкой и оттяжками, светящимися скатами, но без явных дыр. Дело встало за печкой, которую взялся сварганить нам из бочки рабочий 3го разряда Андрей - когда-то в юности он отучился в ПТУ на сварщика. Так что из бочки и петель от старого патронного ящика вышла неплохая но очень дымная печка из-за дыр в месте сварки на присоединении дверцы к торцу печки. Андрей грешил на тонкий металл и мокрые электроды но мы и тому были рады - у нас есть печка! Удалось даже подобрать к ней трубу, хотя разделку пришлось перешить на чукотский манер со стенки на скат. Плюс пару метров полиэтилена на тент - и наш дом готов!
На базе пришлось также освоить дрожжевое тесто так как хлеба не было (никто не подумал наладить поставки из Саскылаха с катерами Алмазов Анабара, хотя к концу сезона этот вопрос решили таки) но были дрожжи и мука. Немного интернета, немного практики и первые лепешки были готовы! (Дальше дошло дело даже до пирожков, так что новый полевой навык обретен)
Отмокнув в бане и отъевшись немного мы приступили к планированию следующего участка. Самым сложным в этом процессе было узнать где он окажется на этот раз… (см планирование)
На базе Эбелях, отмывшись, постиравшись и просушившись за пару маршрутных недель мы воспользовались передышкой для камеральных работ. Нужно было зачать карту фактов по пройденным и набросать планы и бегунки по планируемым маршрутам. Благо проектная карта была таки создана в ветхозаветном ArcView - но это все же уже цифровые данные, которые можно почти без танцев с бубном импортировать в ArcMap и работать дальше по-человечески. С картой фактов было проще - скинули треки с gps, импортировали в гис-проект, обрезали лишнее, посчитали статистику - заодно и студент Арсений попрактиковался, за буровика Марка я ответственености не чувствовал, у них своя программа, а защита полевых на кафедре неизбежна, так что новый навык освоить полезно.
С планируемым участком было сложнее - пойдите туда, не знаю куда не
работает в качестве нормального ТЗ но все же нам удалось сузить
предполагаемый район работ до верховьев р. Большая Куонамка.
Большая и малая Куонамки, сливаясь в экстазе в районе 71й
параллели, дают начало великой русской реке Анабар. Вот один из
этих истоков со всеми его притоками до третьего порядка нам и нужно
было отработать. Участок вышел зело велик поэтому для планирования
работ пришлось разбить его на два - условные «верховья» (до
настоящих верховьев Большой Куонамки оттуда ещё 150 км на запад и
немного на север через весь Анабарскмй щит, просто там уже
заканчивался наш лист и «низовья» от устья р. Старая до слияния с
Малой Куонамкой. В низовьях - скальные обрывы, каньонообразные
русла и приличная на вид проходимость, в верховьях - заболоченный
водораздел, заросшие ивняком и полярной березкой долины ручьев и
несколько кимберлитовых трубок. Порядок отработки диктует логистика
и география - начинать надо с дальняка.
На оба участка в гисах были отрисованы обзорные карты по участкам,
составлена разбивка по маршрутам, отдельные карты по каждому
маршруту на формат А4 - так называемые «бегунки».
Наш участок упирался на этот раз в южный обрез листа и через
изрядное верховое болото должен был стыковаться с маршрутами
«лесной» партии. Но чтобы их сомкнуть требовалось провести пару
«выкидных» маршрутов - на несколько дней от лагеря.
Чтобы увеличить эффективность пробоотбора предложил зам нач
партии прикомандировать к нам ещё одного геолога и выдать ему
лодочника в качестве рабочего - производительность можно было
поднять на треть, создав третью маршрутную пару при минимальных
затратах, но… эффект был получен странный - на следующее утро зам
начальника собрал в вездеход троих своих геологов и наскоро
попрощавшись отбыл «на неделю другую» срочно отбирать пробы
офицерским составом прямо с вездехода. Три геолога (зам нач партии,
нач отряда и геолог II кат) без рабочих составляли по сути один
отряд, хотя и высокомобильный за счет вездехода.
Правда в нашей партии вместо привычных всем гусеничных ГТТ или МТЛБ
вездеходами назывались мелкие колесные убыточные изделия
китежградского завода маготехники «Лесник» и «Шатун» на шинах
низкого давления, с грузоподъемностью до 500 кг, ВАЗовской коробкой
передач, УАЗовскими мостами и китайскими дизелями. Как часто
ломались эти Франкенштейны в условиях реального заполярья можете
себе представить. Один лишь список крупных поломок для
предоставления производителю включал 15 пунктов. А так как они были
разных моделей собрать из двух один рабочий не представлялось
возможным. На базе также грустил Каракат - легкий как-бы-тоже
мотовездеход, но он сломался ещё до нашего приезда после пары ходок
к реке за водой… да, воду на базу мы тоже ввозили в канистрах,
потому что насос тоже сломался… Сломались и два электрогенератора
(разных систем чтобы их нельзя было починить взаимным заменой
деталей…) но я отвлекся!
После скоропостижного отбытия во внеплановый маршрут всего
начальства за старших на базе осталось начальники отрядов.
Собственно на третий день выехать были готовы и мы, но нужно было
дождаться лодку, которая ушла в Жилинду за бензином. Жилинда это не
местное ругательство, а название поселка в 120 км выше по р. Малая
Куонамка. Экономика похода за бензином была примерно такая: 180 л
потрачено 400 л куплено. Потому что рассчитать расход бензина
заранее и завезти по зимнику запас - это моветон. (Про то что
лодочные моторы у нас тоже были трех разных систем - водометный, на
воздушной подушке и обычный винт - стоит ли упоминать уже? И,
конечно, лодки были бензиновыми, а вездеходы - дизельными чтобы
точно ничего на перепутать.)
От увлекательной экскурсии в пос. Жилинда в качестве аттракциона я
отказался, но попросил поехавшего туда нач соседнего отряда
привезти нам бочку варенья и ящик печенья, так как подобной роскоши
на нашем складе не водилось, снабдив его ценными указаниями и
расходной суммой денег. Коробка печенья «Ювелирное» (закос под
Юбилейное?) и пять пачек джема выручали нас почти до конца
сезона!
Пока на базе не было народу там был кое-какой интернет (но
пришлось установить график чтобы никто не выкачивал бездумно весь
трафик) и удалось на принтере, списанном даже из ИМГРЭ распечатать
наши карты. Ура, мы готовы идти в маршрут!
Дождавшись пока гонцы из Жилинды вернутся, отоспятся после почти
суток водного пути и переждав первый день дождя мы таки отправились
в путь, проведя таким образом на базе целых 5 дней, вместо
расчетных трёх.
Пользуясь полной свободой выбора при сборе снаряжения и
продовольствия на этот участок, техники-геологи (они же студенты)
развили бурную деятельность на складе и набрали еды с размахом,
запаковали её отдельно по 2м участкам в пластиковые ящики и бочки,
которые были обнаружены в избытке.
К нашему лагерному скрабу добавилась брезентовая палатка, печка,
столик и раскладушки для палатки - вообщем ещё 3 транса приличного
размера, типа такого с которым стоит Андрей на первом фото.
Теперь со всем этим барахлом попробуем взлететь. Ах, да - ещё пара
бочек бензина, потому что дорога в один конец составляла 56
расчётных км и не меньше мы должны были намотать на
забросках-выбросках в маршруты. Поэтому заезд решили осуществить в
два приема, как в задаче про волка, козу и капусту. Я стратег,
поэтому тактическое решение было оставлено лодочнику - он нас
возит, чинит, заправляет так что в два приема так в два приема - мы
же экономим бензин, вы помните? Заброска была вверх по течению, так
что обратно всяко доплывем, даже если не быстро.
Первым рейсом, с утра пораньше, часов в 12 отправились Андрей,
Марк и бочка бензина. Хотелось бы отправить их заодно в маршрут,
хотя б на пару точек, чтобы не ждали нас скучая без работы - но они
справились! Их выбросили на косе на пол-пути.
За нами лодка вернулась часов через 5, и, погрузив вторую партию
груза, мы таки тоже отправились в путь сначала вверх по Анабару до
слияния Куонамок, к месту временной выброски бензина и ребят, а
потом, испив с ними чайку, ещё выше по Большой Куонамке до места
следующего лагеря, ибо начинать нужно с дальних точек, а не с
красивых. И выбор места для лагеря - уже моя задача.
Хотя доломитовые обрывы приустьевой части Большой Куонамки сулили интересные обнажения и приличную проходимость, в отличие от нашего заболоченного участка выше по течению с ручьем Маристый. Но кто-то же должен делать и сложную работу. Не понимаю только почему я всегда этот кто-то ;) Впрочем, так было правильно.