рейтинг блогов

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

топ 100 блогов shakko_kitsune16.05.2019 Очень бурное обсуждение вызвала моя подборка "наивных" картин киевлянки/израильтянки Зои Черкасской про советское детство.
Приятно, что все-таки не очень много было комментариев формата "да мой ребенок нарисует так же" (кстати, №2 в моем личном рейтинге самых тупых комментов про искусство).

Для тех, кто получает наслаждение от шевеления мозгами, давайте я объясню, почему все-таки ребенок подобное не сделает никогда. И почему тут много именно школы (и чутья), а не непосредственности.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)



Примитивизм

Во-первых, если вы родились после 1900 года, надо быть очень наивным дикарем, чтобы считать, что "примитивный" рисунок — равно отсутствию у профессионального художника суперпрофессиональной выучки. Наоборот, уже сто с лишним лет чем сильнее и талантливее мастер, тем больше он тратит сил на то, чтобы максимально упростить свою линию, избавиться от лишнего реализма, светотеней, перспективы и проч.
Но зачем? Например, это такой закон психологии: чем проще — тем страшнее, чем лаконичней — тем эффектней.

"Крик" Мунка написан в 1893 году, за год до венчания Николая II и Александры Федоровны (даю вам привязку для ощущения древности той эпохи)
То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Ну  а поскольку сейчас вообще второе десятилетие 21-го века, где современный художник, по большей части — это создатель перформансов, хэппенингов и судебных дел по оскорблению чувств верующих или парижских банков, то  надо радоваться, если доставшийся нам в качестве примера художник вообще рисует руками!
Да еще и на холстах!
Да еще и не абстракции, а опознаваемые человеческие фигуры и понятные сюжеты!
По нашим временам это реально суровый академизм а-ля Энгр и Давид, мамой клянусь!

Так что не покупайтесь на "детскость" рисунка. Это специально выбранный автором метод, чтобы сильнее по мозгам давать зрителю.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Поскольку её фирменные темы —  это образы "из детства", то это крайне удачное сочетание метода подачи с выбранной темой.
Возможно, это одна из причин, по которой "израильские" картины, которые не про детство, а про реальное окружение, воспринимаются более неоднозначно, с большей драмой.

Технические приемы

Мастерство живописи на протяжении веков прогрессировало. Перспективу геометрическую там открыли где-то в Ренессансе. Светотени научились рисовать. Человеческую анатомию, мимику лица. Импрессионисты изобрели, как рисовать разные времена суток с помощью разных оттенков (реально прорыв был). Дети этого не умеют, дети рисуют "как поют", интуитивно.

По пейзажам художницы видна выучка, знание этой "азбуки".

Это хорошо заметно по пейзажным вещам, где сюжет не так отвлекает.
Посмотрите вот этот пейзаж, где фонари бросают блики на снег на деревьях, на мокрую дорогу, на сугробы, на машину, на одежду людей.
При нарочитой "детскости" рисунка все желтые отсветы лежат именно там, где им следовало лежать, ни один в неправильную сторону не забрался. Тени от фигур падают, куда им положено. Дали скрываются в темноте, близкое к нам — высветленно. Диагональ композиционная использована самая приятная глазу — слева направо, сверху вниз. И прочие всякие штуки: дизайнеры, которые все это реально делают, еще лучше, чем я, могут это объяснить (я-то теоретик, причем больше люблю иконографию и загадки, чем такие прикладные кунштюки).

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) 11838674_10154089008142542_8424661964019898470_o.jpg

Вот еще один пейзаж.
Может, он написан с фотографии, может и нет, неважно. Перспектива идеальная, как по линейке. Подбор цветов потрясающий, сочетание изумрудного с фиолетовым, + лимонная жилетка негра —  это просто фантастика. На дороге от деревьев фиолетовые, а на траве зеленой —  уже другого цвета, как Клод Моне завещал. По композиции шея человека —  в идеальном центре картины (и тот же прием на самой первой картинке в посте, со стюардессой). Шея человека обдуманно отсекается дорогой. Обдуманно слева 1 коричневое дерево на первом плане, а справа — 2: это чтобы придать композиции движение опять-таки слева направо, уравновешивая таким образом дорогу, уходящую в противоположном направлении.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Колористическая гамма

В комментариях уважаемый френд написал: "У нее еще такое необычное зрение, она, кажется, не все цвета видит, поэтому держится ограниченной гаммы, какой-то свой алгоритм цвета придумывает". Не могу судить, насколько это истина: расскажу, как это выглядит со стороны, с моей профдеформации.

Яркие "простые" цвета, фломастерные — это, во-первых, еще один прием, подчеркивающий "детсткость"; во-вторых — это узнаваемая фишка автора (а в наше время завести узнаваемую фишку — это крупная победа и вот прямо удача, сказала авторша "омерзительного искусствоведения" и заплакала). В-третьих, этот художник очень умело знает и чувствует, какой цвет с каким можно сочетать (либо родственные, либо контрастные), а что лишнее.

Посмотрите на эти картины: в каждой есть свой главный цвет и подчиняющийся ему второстепенный. Плюс аккорд контрастного — иногда яркий, иногда тихий.
То, что дети этого не чувствуют, это надо на уроках выучить — повторяю последний раз.

Холодная

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Горячая

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

То, как очень классно подобраны цвета и оттенки — одна из главных причин, по которой эти "ностальгические" картины так шибают.
Еще художница в их подборе лаконична (как и в линиях), и это дает дополнительную силу воздействия.

Для сравнения. Вот я набираю в яндексе слова "наивный художник", беру реально первое попавшееся. Автор: Трушникова Ольга. Манера рисования фигур тоже типа детская. Но почувствуйте разницу в восприятии цветов. Как тут все дробно, насколько все усложнено.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Мозг

Человек может быть сколь угодно талантлив от Бога, но если он не работает, не заставляет себя трудится, не упражняется, то мышца его таланта становится дряблой и со временем атрофируется.
У этого автора несколько раз встречаются "одинаковые" работы, в которых явно видна разница, именно в применении мозга.

Я не знаю, какие из них первые, какие вторые, расположу их согласно логике улучшения качества, почему-то мне кажется, что тут идет именно оно (ну, либо я не права, и тут есть халтурные повторения). В любом случае, тут налицо поиск именно новых художественных решений с целью достижения более сильного эффекта (при том, что сама тема уже найдена и персонажи придуманы).

Посмотрите на эти пары и попробуйте сформулировать, чем вторая из них лучше первой (именно по примененным приемам живописи).
Ну ладно, сама напишу.

1) Обувающийся мальчик: первая грязнее, потому что тут больше черного, и в контурах, и в мебели. Во второй картине контуры черные убраны, огромная вертикаль стенки шкафа закамуфлирована розовым одеялком. Плакаты с 4 головами Kiss вынесены в центр, чтобы взгляд гулял через эти головы между лицами членов семьи. Цвета лучше сочетаются. Родители развернуты от сына теперь, что тоже символически.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) 12764547_10154561168627542_2332739940128849592_o.jpgТо, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) Zoya Cherkassky, Maverick, 2019. Oil on linen, 47.25 x 63 in..jpg

2) Чувак на кухне
Во втором варианет тоже все более четко, мультипликационно. Коричневый цвет более глубокий, и он очень верно дополнен травянисто зеленым. Оранжевый петух на стене перекликается с тапками. Убраны полосатые занавески, которые отвлекали, и самовар отвлекал, и звезды. Тут теперь зато появилась надпись на холодильнике - это чтобы перекликаться с голубыми занавесками и силуэтом авоськи. На первой картине тапки зеленые, вообще не в тему. На второй холодильник кадрирован, что гармонизирует композицию сильнее, и антенна от приемника по самому краю идет, продолжая линию ножки стола. Отметьте исчезновение черного стула.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) 9999.JPGТо, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) phpThumb_generated_thumbnail.jpeg

3) Парочка колбасится

Тут я не могу сказать, какая качественней сделана, хороши обе. По проработанности деталей, возможно, вторая. Хотя девочка удачнее на первой. Во второй появляется коза, ну и однотонный зеленый плед приятней глазу. Хотя первая, с неровным пледом, получилась более эмоциональной.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) 9999999.JPG

4) Надевающая колготки.

Вот тут автор изменяет цвет полосок на занавесках, чтобы они подходили к полоскам на ковре и к тетрадке -- и сразу все становится намного более острее. Коричневый сделан красноватым, терракотовым, что бодрит. Изменена поза девочки, она стала более склоненной, более печальной. Колготки стелятся как-то грустнее. Исчезла реально лишняя фотка со стены, зато светильник стал ярко-голубым, что дает полезный акцент. Паркет елочкой теперь стремится не к центру, а в правый верхний угол, что, как я уже говорила, всегда взгляду приятнй.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) 2015-09-25_20-48-03__923be2ac-63ad-11e5-ab2f-448a5b8480a3.jpg

5) Парень с нунчаками

А вот тут, возможно, рисунок с зелеными обоями был вторым (он кажется более вылизанным, отделанным). Но мне первый вариан кажется более удачным, непосредственным каким-то. Мне нравится больше, что зеркало в первой версии кривое, создающее диагональ, в отличие от спокойного во второй. Мне нравится дикое сочетание розового, красного и зеленого. То, что бабулька занимает меньше места. А во второй, заметьте, цвет ковшика у нее в руках специально такой, чтобы совпадать с цветом внезапно возникших тюльпанов на столике. Также створка зеркала стала отражать коричневую стену позади нас. Автор специально сделала ее коричневой, а не зеленой, чтобы разбавить по цвету и соотнести с бабушкиным нарядом в другом углу.

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства) 516Nunchaku_2017_Oil-on-linen_130x100-cm-470x606.jpg

Ну и напоследок я ставлю вам еще несколько картин, чтобы вы сами попробовали расчленить, проанализировать, что именно тут происходит, какими методами автор в них колдует.
Попробуйте сформулировать свои догадки и ощущения, и описать в комментариях. От профессионалов это особенно приветствуется, честно признаюсь, я прикладных вещей не особо много опознаю.

Пример А (с поездом)
То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Пример Б (кажется, называется "Первая работа в Израиле")

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Пример В (девушка в колготках: вот эту картину очень легко раасчленять, тут приемы прямо прут в глаза)

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Пример Г (тетка в спорткостюме)

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

А вот это Автопортет  2011 года. Кстати, он отличается идеологически от других картин. Сможете уловить, чем?

То, что просто — не так уж и просто (секреты мастерства)

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Дамы и господа поздравляю вас с началом Чемпионата мира по хоккею. Чемпионат мира, матч открылся, играем и болеем. Сегодня встречаются, играют (борются) сборная России и сборная Германии. Сказать, что мы не просто сморим за ходом игры между ...
А тем временем в Киеве зацвели сирень и каштаны. Под бдительным взглядом поэта колосятся тюльпаны, радуя многообразием красок. Интересно, чем же занимается Серый? Угадайте с одного раза! Он таки ест раков и запивает их морем пива! Под лозунгом С ...
Интересный сегодня день, будто очередь из автомата, заряженного зрадами, ударила прямо в гузку Пете Порошенко и его верным союзникам из Евросоюза. - Путин подписал указ о признании паспортов ДНР и ЛНР; - Лавров заявил в Мюнхене, что не снимет санкций с ЕС до исполнения Минских ...
Привет, друзья! Соскучились? С вами я, Бодя! Вообще, странные вы, люди, существа! Вот, например, куда смотрит эта парочка, вооруженная биноклями? Ладно бы, мной любовались. Но я бегал в совершенно другом направлении. Но, надо признаться, очень грациозно передвигался. И ...
Москва. 15 января. INTERFAX.RU - Порядка 300 тыс. водителей, уклоняющихся от выплаты задолженностей на сумму, превышающую 10 тыс. рублей, отныне рискуют лишиться права управления автомобилем и другими видами транспорта, включая самолеты и яхты. Соответствующие поправки в Федеральный за ...