типа, про о. а. меня
polidarte — 11.09.2011Мень, пожалуй, единственный из культовых для "церковных либералов" персонажей, которого я искренне, эмоционально ненавижу. Я его себе представляю как этакого еврейского чекиста с золотыми зубами и кривой ухмылкой, который, кривляясь и поплёвывая - "Ваш Бог велел вам прощать", "а что, колдовство тоже путь к Богу, вон и ваши русские по деревням, думаете, не ходили по бабкам-то, а?" - натягивает фелонь кое-как, толстыми негнущимися пальцами, и митру, и гнусаво произносит "Благословенно царство..". Ну то есть это чистое, торжествующее зло, в маске "попа". Меня это пугает. Причём пугает, как - скажем - Браунинг или Ланг. Что-то уже классическое, но всё-таки отвратительное, и каждый раз отвратительное по-новому.
Но справедливость требует признать, что у Меня с Никодимом-Ювеналием-Кириллом не было (бы, если бы их связать, обколоть наркотиками и заставить сформулировать своё кредо) вероучительных разногласий. Просто Мень был серьёзно верующим, в отличие от этой публики, при тождестве взглядов на мировые вопросы и экуменизм, а также отношения с католиками. Но верил он в бесов, причём таких, из немого кино начала века: Астарот, Бельзебуб, чёрный плащ, дымовая машинка за спиной. Такие персонажи, надо отметить, были в Предании, см. историю Феофила и другие подобные. Верил сознательно (в отличие от Кротова и Якунина), то есть я давно считаю, что человек нашёл в себе смелость продаться бесам, отвергшись Христа, ещё в пушном институте, до всякого диссидентства и пр. Иначе я это объяснить просто не могу.
Вот типа. Глубокая перестройка внутреннего духовного состояния общества. Он из этого выбился. Вот вроде говорит остроумно, как бы (с точки зрения интеллигента) правильно, а интонации - этакого змея. С шипением и кольчато набухающим за кадром телом.
Я ненавижу Меня именно потому, что аскетика запрещает жалеть, вообще как-то сочувствовать людям, которые сознательно служат бесам, причём в столь открытой, даже комической форме. Но и ненависть эта должна быть "совершенной" - то есть лишённой эмоций, спокойной, сознающей недостаточность вообще всякого человеческого знания, внутренних там мотивов и прочего. Пресная, автоматическая ненависть. Как облатка. Или удила, которые закусывает ямщик, гоня лошадок сквозь бурю и снег.