Тихо шифером шурша

Попалась мне тут на просторах интернета замечательное произведение соцреализма, автором которого является некий Калашников Анатолий Александрович. Родился он в 1947, а покинул нас в 2012. Среднестатистическая продолжительность жизни советского и постсоветского человека. Работа называется «Строительство Асбест-фабрики» и создана в 1982 году. Говоря о том, что произведение уважаемого мэтра Калашникова является замечательным, я не иронизирую. Работа действительно небезинтересна. В первую очередь тем, что она с точки зрения соцреализма весьма неплоха и абсолютно неформальна, чем грешили мастера, работавшие в данной манере. Мне в ней видятся даже определенные элементы модернизма, придающие ей свежесть. Но это не единственная тема, которая привлекла мое внимание.

1982 год. Строительство Асбест-фабрики. В начале моего производственного пути, которое как раз пришлось на 1983 год, мне довелось проработать 7,5 лет в литейном цеху. Одним из главных материалов, использовашихся на формовочном и плавильном участках был асбест. Листовой асбест позволял установку на необходимую высоту стержней при сборке литейной формы.

Асбестовый шнур укладывался при подготовке формы перед заливкой.

Защитный чехол термопары, которой измеряли температуру металла в тигле также изготавливался из асбеста.

Брезентовые костюмы сварщиков и руковицы заливщиков также содержали асбест.

В Советском Союзе добыча асбеста возросла с 50 тыс. т ежегодно в 1930 г. до 2,5 млн т в 1985 г., после чего добыча упала до 1 млн т в год, а затем снова возросла.
И вдруг 1986 год. Конвенция № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (Конвенция МОТ № 162), охватывающей все виды деятельности, связанные с воздействием асбеста на работников в процессе работы, подобная грому среди ясного неба. Тот самый милый асбест, с которым мы имели дело большую часть своего рабочего дня оказался канцерогеном первой категории. До советского производства подобные решения доходили не сразу, но все равно доходили. Моего воображения не хватает на то, чтобы представить как можно исключить использование асбеста в том производстве, с которым я знаком. Это лежит в плоскости научной фантастики.
Но это в конце-концов область весьма специфического производства, требующего защиту от высоких температур. Далеко не все были с подобным связаны по роду своей деятельности. И тут оказалось, что асбест запустил свои канцерогенные чупальца в нашу жизнь гораздо глубже, чем мы могли предположить. Все милые навесы, сараи и крыши, сделанные из шифера, вместе с самим шифером принесли асест практически в каждый наш дом безо всякой связи с нашим на то желанием.

Так сказать, тихо шифером шурша едет крыша неспеша. С той лишь разницей, что ехали по большей части не крыша, а легкие. Потому что асбест является причиной рака. Кроме бронхов асбестовые волокна приводят к онкологии яичников, почек и гортани. А вот про крышу ничего не сказано. А зря. Я представляю, как снесло крышу у тех, кто построил в 1982 году новую Асбест-фабрику, подлежавшую непременному закрытию. А может быть я являюсь излишним идеалистом, и администрации новой Асбест-фабрики не снятся по ночам пациенты Ракового корпуса, а спят они снами невинных младенцев.