Тихий океан. 13. Остров Рождества, 03.03.2013
_dmitrii — 06.07.201303.03.2013
Остров Рождества
02°00'26" N 157°29'18" W
Хотел встать пораньше, пофоткать бригантину, но все небо заволокло сплошными тучами и постоянно шел дождь, колеблясь от моросящего до ливня. Тем не менее телевиком удалось выделить и прочитать название - «Robert C. Seamans».
Вот что сообщает об этом корабле педивикия, а также официальный сайт компании-владельца:
Name: | SSV Robert C. Seamans |
Namesake: | Robert Seamans |
Builder: | J.M. Martinac Shipbuilding Corp., Tacoma, Washington |
Owner and Operator: | Sea Education Association P.O. Box 6, Woods Hole, MA |
Launched: | 2001 |
Status: | active |
Displacement: | 300 tons |
Construction: | Steel |
Length: | 134.5 ft (41.0 m) o/a |
111.4 ft (34.0 m) on deck | |
Beam: | 25.4 ft (7.7 m) |
Draft: | 13.8 ft (4.2 m)* |
Propulsion: | Sail |
Auxiliary 455 hp (339 kW) Caterpillar diesel | |
Sail plan: | Brigantine, 8,554 sq ft (794.7 m2) of sail |
Complement: | 40 persons |
Area of Operation: | World Oceans |
Classification: | American Bureau of Shipping A1 and A |
* - по данным владельца - 12.3 ft
Вопщем все утро, занимаясь своими делами, украдкой поглядывали на это великолепие и вспоминали песню Визбора
http://shiitman.net/player
Ночью пришел катамаран Джона и встал на свое прежнее место. Так что теперь куда ни плюнь, в акватории сплошные паруса. Джон привез несколько аборигенов с тюками и баулами. Видимо за этим и ходил на Табуаеран. Когда он проезжал мимо, перекинулись парой слов. Вроде адекватен, доброжелателен (ну, насколько Джон вообще может быть доброжелательным), по-прежнему в готовности помочь с подъемом на мачту. Позавтракали. Приехал Райан, привез рыбу, которую мы у него просили еще несколько дней назад – 6 снейперов и одного здорового джека.
Созвонились с бригантиной, объяснили ситуацию. Попросили, чтобы их спецы посмотрели на ролики, тросы и высказали свое компетентное мнение кто виноват и что делать. Вопщем, просили только совета опытного такелажника, а получили...
Чип и дейл спешат на помощь. Приехали очень колоритный мужик – главный инженер и сухонькая старушенция – второй помощник с дипломом капитана, профессиональный такелажник. Дасти и Рокки. Одни имена чего стоят. Мы-то в России привыкли что Рокки - это крутой мужик с кулаками, а тут бабушка - божий одуванчик, вся целиком весящая как один бицепс Сильвестра нашего... Так что первое время Серега их имена немножко путал, чем бывал очень сконфужен.
Пришли, посмотрели фотографии топа мачты, ролика, лопнувшие тросы, поцокали языком и свалили. Сказали что что-то найдут и вернутся.
Вернулись через час. Нашли у себя в закромах бронзовое кольцо и веревку.
Сначала мы с Сергеем смотрели на кольцо, веревку и этих двух чудаков как на полных идиотов.
Веревочку? Туда где за 2 недели порвался стальной трос в палец толщиной?
Но потом прониклись их замыслом и зауважали. Просто и со вкусом. Видно что настоящие профи.
Как выяснилось, они привезли с собой не только беседку, но и полную такелажную сбрую.
Смайнали геную. Рокки шустро вскарабкалась наверх. Бабушка, как оказалось, лазает по мачтам как кошка. А и что б ей не лазить, если весу в ней килограмм 40.
Поднимали и страховали ее вдвоем, Сергей и Дасти. Я в это время лежал на носу, закутанный в пластиковый кофр, поскольку шел дождь, и фоткал все это безобразие.
Тем не менее, несмотря на весь свой опыт, профессиональное такелажное оборудование и двух страховавших ее внизу мужиков, Рокки изредка взвизгивала наверху, когда особо сильный порыв ветра чуть не сбрасывал ее с мачты. Вспоминаю мудрые советы, которые нам тогда давали по интернету береговые советчики. Сделать скамейку, мол, из подручных средств (а чо, доску там на острове не найдете), и вперед наверх. А чо, один 100 кг мужик разве не поднимет другого 100 кг мужика на пятнадцатиметровую мачту без страховки? Да плевое дело, конечно, тем более если советовать это в кресле перед монитором...
Сделав с десяток фотографий и проведя нам резервный стаксель-фал, Рокки спустилась вниз, смотреть фотки и анализировать итоги работы.
Смотрели фотки, долго охреневали, пили виски, потом пиво (кстати пришелся будвайзер, купленный накануне в JMB), потом опять виски. Вопщем напоили инженера до состояния, что он с трудом перелез в свою лодку, чуть не свалился в море.
Уехали они домой на бригантину с обещанием провести назавтра экскурсию по их кораблю, а также закончить работы на мачте.
Они-то уехали, а вот мы остались. В глубоких раздумьях.
Теперь, когда все что можно было узнать об этой неисправности мы узнали, попробую свести воедино все более ранние догадки и предположения. Это моя версия, она может расходиться с мнением Сергея и других специалистов. На мой взгляд, к поломке привело сочетание наскольких причин, каждая из которых по отдельности не оказала бы деструктивных воздействий, но в совокупности они привели к повреждению троса.
1. Направляющий ролик был установлен с перекосом. Вот тут видны канавки от троса, направленные наискось. В результате ролик при вращении просто клинило. Для правильного понимания размера - вы сейчас видите ролик, увеличенный в несколько раз. Диаметр внешнего края - 26 мм.
2. Форштаг оказался недостаточно сильно набит. Уровень набитости такелажа устанавливал Сэм, причем он настаивал именно на таком натяжении, возражая Сергею еще при монтаже системы в Гонолулу. Аргументом за именно такую силу натяжения был дефект креплений вант левого борта. По всей видимости Сэм хотел ослабить натяжение и уменьшить нагрузку на крепления.
3. Стаксель-фал был очень сильно натянут, перетянут относительно натяжения остального такелажа – его Сергей набивал сам. Вот тут хорошо видно, что форштаг идет волнами, т.е. нагрузки на него, получается, нет вообще.
В результате сочетания 2 и 3 факторов, вся нагрузка вместо форштага ложилась фактически на стаксель-фал. Несмотря на то, что этот фал явно не приспособлен для замены форштагу (стальной трос, диаметром примерно в 2 раза толще и, соответственно, в 4 раза прочнее стаксель-фала), возможно он бы и выдержал, но ролик его окончательно добил. Сильное давление в сочетании с перекосом привело к заклиниванию ролика и вместо того чтобы вращаться, он застопорился и они с фалом начали перетирать друг друга. И вот он, результат:
И, хотя диагноз стал более-менее ясен, лечение пока еще было неочевидным. Крепления взамен поврежденного ролика нет и где его взять на острове, лишенном какой бы то ни было материально-технической базы, неизвестно. Что делать, хрен его знает. Сладкая парочка предлагает поставить бронзовое кольцо с веревкой, я предлагаю утром метнуться на берег на свалку автомобилей и поискать там подходящий ролик, а Серега вообще в полной прострации от увиденного и ничего кроме «ебаный факиншит» не предлагает. Так, в попытках что-то придумать, и прошел остаток вечера.
Инет тем временем умер окончательно. Что-либо отправить невозможно в принципе, так что даже и не пытаюсь. Вечером пожарили по две рыбешки и легли спать.
Предыдущая серия
Продолжение следует