There will be blood

Я вовсе не специалист по нефтегазу или нефтяному рынку (здеь в ЖЖ есть знающие много лучше), но выскажу соображения, скорее, макро характера.
По тому как дела обстояли на начало марта, вряд ли можно было однозначно сказать что решение России о ликвидации сделки ОПЕК+ является правильным или ошибкой. У каждой из сторон треугольника Россия - Саудовская Аравия - США есть сильные и слабые стороны в "нефтяной войне".
Россия: сильная зависимость бюджета и экономики в целом от экспорта нефти (и газа, который в целом коррелирует с нефтью по цене). Относительно дешевая добыча на работающих сегодня месторождениях (котороых хватит ещё довольно долго), но развитие многих новых месторождений очень затратно. Развитая сеть экспортных трубопроводов до конечного потребителя (что предпочтительнее чем танкеры в условиях мировых катаклизмов). Низкая закредитованность экономики. Очень сильные макроэкономические позиции. К ним относится большаа подушка ЗВР, низкая цена отсечения доходов для "копилки", и ещё очень важный фактор - возможность гибкой девальвации которая может сократить внутренние расходы и утечку валюты в условиях сократившихся экспортных поступлений. Достаточно компетентное управление валютным курсом со стороны Центробанка, продемонстрированное в последние годы.
Саудовская Аравия. Сильные стороны - большая подушка ЗВР, очень дешевая цена добычи, и наличие некоторых гибко регулируемых резервных мощностей добычи (хотя значительно меньше чем они заявляют; они на самом деле не могут увеличить добычу до 12 млн баррелей в день без больших капвложений). Но слабых сторон значительно больше. Когда приводятся данные о цене добычи в СА (кто пишет $4 за баррель, кто - $8) это практически не имеет значения. Даже если бы цена добычи была нулевая - это не тот показатель который на самом деле важен. Что важно - это какие экспортные поступления требуются для поддержки экономики и бюджета. Пишут что бюджет балансируется гдет-то при $80 за баррель. В последние 2-3 года при цене в районе $50-65 СА теряла валютные резервы, Россия - наращивала. При цене $25 Россия тоже будет терять, но СА - гораздо быстрее. Один важный фактор, который почти не упоминается: СА, в отличии от России, не может девальвировать свою валюту пропорционально экспортным поступлениям. СА не производит ничего кроме нефти. Остальная экономика фактически отрицательна, она уничтожает стоимость, а не добавляет её. Саудовцы зависят от импорта всего - продовольствия, оборудования, но так же от импорта инженеров, врачей, учителей - всех специалистов, которые большинство стран производят сами (Россия обходится в основном .собственными силами, хоть и не 100%). Единственная причина, почему эти специалисты работают в СА - это что оплата их труда значительно выше среднемировой, даже для развитых стран. При серьёзной девальвации этот поток прекратится, никому не нужно ехать в аравийскую пустыню ради "качества жизни". Ещё один фактор - обьём суверенных и корпоративных долгов, хоть и не критичен, но значительно выше чем в России. Саудовцы имеют некоторые резервы сокращения расходов на внешнеполитические и военные нужды, но это небезопасно. Это приведет к окончательному поражению в войне в Йемене и очень серьёзному подрыву геополитических позиций в целом.
США - экономика намного меньше зависит от углеводоров чем в России и, тем более, в СА. Более того, в целом США ещё нетто-импортер нефти, так что дешевая нефть и бензин - в целом подарок для экономики. Подарок, правда, очень скромный на фоне страшнейшей остановки экономики из-за короновируса. Более того, политически один потерявший работу фракер весит намного больше чем десяток клерков, электриков и сантехников, радующихся дешевому бензину. Резкая остановка фракинга в Техасе и, скажем, Пенсильвании грозит очень серьезными электоральными последствиями. При нынешних ценах на нефть фракинг, конечно, полетит к черту. Большая часть из почти $100 млрд. долгов фракинговых компаний будет в дефолте, и это, скорее всего, вызовет каскадный эффект сравнимый по обьему (впрочем, на фоне общей экономической ситуации это все равно мелочи). Как показал опыт последних лет, фракинг невозможно "убить", и при росте цен он будет подниматься опять. Но после вероятного коллапса 2020-21 его, скорее всего, можно будет "приручить". Дальнешее кредитованиа фракинга при оживлении цен будет вызывать очень слабый энтузиазм, и рост добычи будет очень умеренным.
Но вышеприведенные соображения требуют существенной коррекции к сегодняшнему дню. Если в начале марта вопрос стоял "кто может увеличить предложение и вытеснить других", то сегодня увеличение предложения просто бессмысленно. Даже если бы Россия не отказалась от сделки ОПЕК+, эта сделка все равно бы вылетела в трубу. Задним числом позиция России оказалась скорее правильной. Договариваться о квотах сегодня - это все равно что спорить о том кто будет мыть посуду после ужина - во время землетрясения, когда нужно хватать самое ценное и бежать из дома. Сейчас происходит гигантский коллапс спроса. Любые рассуждения об увеличении добычи просто смехотворны - эта нефть никому не нужна. Миллионы тонн бензина, которые сейчас не расходуются на пустых дорогах, уже никогда не будут потрачены. Избыток нефти на рынке - это надолго, скорее всего до конца 2021 и дальше. Чтобы наступила хоть какая-то стабилизация, нужен почти полный уход более слабых игроков (типа Канада, Бразилия, многие африканские и азиатские страны) и сильное усыхание фракинга. И России и СА придется сильно затянуть пояса, но у России сейчас возможность продержаться значительно лучше. Если власти удержат девальвацию в умеренных масштабах (80-90 руб/$), остальная экономика этого почти не заметит, а темпы уменьшения ЗВР будут небольшими, во много раз меньше чем у СА.
В общем, сейчас открывается возможность добить СА вплоть до "смены режима", что ещё в начале марта было совсем не очевидно. Нефтяной коллапс вызовет социальные взрывы и в некоторых других странах, с пока непредсказуемыми последствиями. Некоторым из них (скажем, Венесуэлла, до некоторой степени Иран), в которых смена режима была бы нежелательна для России, имеет смысл помогать напрямую, даже при том что мы работаем на далнейшее понижение цен на нефть. О саудовцах, кстати, не сильно будут плакать их соседние нефтяные монархии, и с ними можно о чем-то договориться.
|
</> |