The Triple Package
old_world_blues — 08.05.2021 Я прочитала очень любопытную книгу "The Triple Package: How Three Unlikely Traits Explain the Rise and Fall of Cultural Groups in America".Одна из её авторов - Эми Чуа, которая написала "Боевой гимн матери-тигрицы", я уже писала о ней здесь. Я, кстати, потом ещё долго думала об этой книге и пришла к выводу, что Эми Чуа мне скорее симпатична, чем нет, потому что я её отлично понимаю, даже когда не согласна.
В "The Triple Package" описаны три черты, которые влияют на успех представителей различных культурных групп. Авторы рассматривали измеримые критерии успеха, вроде денег и влияния, признавая, что есть и другие. Сами по себе эти черты могут существовать в абсолютно любом человеке, но некоторым группам они более свойственны, чем другим. Этими тремя чертами являются комплекс превосходства, комплекс неполноценности и способность к самоконтролю.
Пост длинный, поэтому самые важные пункты для тех, кому лень читать: Успех отдельных групп зависит не от врождённых способностей людей, а от культуры и обстановки, в которых эти люди воспитываются. Качества из тройного набора полезны, но не всегда. Расовые, гендерные и прочие стереотипы сильно влияют на то, насколько хорошо люди справляются с задачами. Поэтому ошибкой было бы утверждать, что если у представителей группы А такие же права, как у представителей группы В, но нобелевских премий они получают меньше, то это всё потому, что они тупые. Под катом подробно.
Первые две черты (комплексы превосходства и неполноценности) не противоречат друг другу, это две стороны одной медали. Они часто свойственны иммигрантам, которые чувствуют, что занимают менее устойчивое место в обществе, чем местные, сталкиваются с дискриминацией, и при этом наполнены желанием добиться лучшего положения и показать окружающим, чего они стоят. Но не только иммигрантам. Авторы приводят в пример мормонов, которые уверены в превосходстве своей группы, но над которыми многие до сих пор смеются. Сочетание этих черт можно описать так: "Я способен на большее, но недостаточно хорош, потому что плохо стараюсь".
То, насколько хорошо люди справляются с какими-либо заданиями, напрямую зависит от их убеждённости, что они лучше или хуже других групп.
Так, например, чернокожие люди хуже белых справлялись с тестом, если перед тестом им напоминали о негативных стереотипах, связанных с их расой, и так же хорошо, если не напоминали [1].
Европейцы решали математические задачи хуже, если им говорили про врождённые способности азиатов к математике, чем если им об этом не говорили [2].
Женщины хуже мужчин играли в шахматы, если им напоминали, что большинство чемпионов в шахматах - мужчины, и так же, если не напоминали [3]. Забавно, что даже при игре с тем же самым противником-мужчиной женщины выигрывали 50% игр, если не знали пол противника или считали, что играют с женщиной, и только 25% игр, если знали, что играют с мужчиной. Прежде, чем начать побеждать в шахматах, нужно победить последствия не годов, даже не веков, а тысячелетий гендерной дискриминации.
Обратный эффект тоже наблюдался, то есть, люди показывали лучший результат, когда экспериментаторы упоминали стереотип, согласно которому у их группы выше способности в этой области [4].
Способность к самоконтролю в книге рассматривается как способность пожертвовать чем-то сейчас ради результатов в будущем. Некоторые группы (вроде тех же мормонов) создают искусственные самоограничения, в то время как другие группы поддерживает вера в то, что тяжелая работа сейчас поможет достичь желаемого в будущем. Учёные считают, что самоконтроль в гораздо большей степени, чем IQ, определяет успешность человека.
Многие слышали про зефирный эксперимент, где перед маленькими детьми клали сладости и говорили, что если те не съедят их прямо сейчас, то через 15 минут получат больше. У тех детей, которые смогли прождать 15 минут, в будущем жизнь складывалась успешнее. Но мало кто знает, что в 2013 году был проведёт похожий эксперимент [5] с немного изменёнными условиями. Перед тем, как предлагать сладкое, экспериментаторы давали детям какое-либо обещание, которое выполнялось в одной группе детей и не выполнялось в другой. Большинство (65%) детей из первой группы прождали все 15 минут, в то время как во второй группе менее 10% просидели до конца. Таким образом, способность к самоконтролю зависит и от того, насколько группа может быть уверена, что усилия в настоящем помогут добиться результата в будущем. Сложно жертвовать чем-то ради будущего, если ты не можешь быть уверен, что у тебя вообще есть какое-то будущее.
Черты из тройного набора не связаны с расой или другими врождёнными характеристиками. Так, скажем, чернокожие, родившиеся в США, в среднем учатся хуже белых и чаще бросают университет, в то время как чернокожие иммигранты из Нигерии наоборот показывают более высокие результаты, а количество нигерийцев в американских университетах диспропорционально велико.
Со временем черты тройного набора могут ослабевать и пропадать. Авторы пишут, что современному американскому обществу в целом не свойственен тройной набор, несмотря на то, что именно он в прошлом помог стране достичь нынешнего уровня богатства и влияния. Тройной набор уничтожают идеи, что каждый человек хорош вне зависимости от своих достижений, а на детей нельзя давить, нужно позволить им жить сегодняшним днём, наслаждаться детством и следовать за своими увлечениями. Кроме того, из убеждения группы о собственном превосходстве следует, что все остальные группы хуже неё, а в современном обществе приветствуется идея, что все люди равны.
Сам тройной набор, впрочем, хоть и делает людей более успешными, но не всегда более счастливыми. Комплексы превосходства и неполноценности вместе подталкивают людей, не позволяя им останавливаться на достигнутом, но и ведут к постоянному недовольству собой и, в худшем случае, к различным психическим расстройствам. Слишком выраженное стремление к самоконтролю забирает способность наслаждаться жизнью в настоящем. И, конечно, богатство - не единственная возможная форма успеха. Авторы сравнивают тройной набор с лестницей, которая помогает забраться на вершину, но которую после этого хорошо бы выбросить.
[1] Steele, C., 2003. Stereotype threat and African American student achievement. The inequality reader: Contemporary and foundational readings in race, class, and gender, pp.276-281.
[2] Aronson, J., Lustina, M.J., Good, C., Keough, K., Steele, C.M. and Brown, J., 1999. When white men can't do math: Necessary and sufficient factors in stereotype threat. Journal of experimental social psychology, 35(1), pp.29-46.
[3] Maass, A., D'Ettole, C. and Cadinu, M., 2008. Checkmate? The role of gender stereotypes in the ultimate intellectual sport. European Journal of Social Psychology, 38(2), pp.231-245.
[4] Armenta, B.E., 2010. Stereotype boost and stereotype threat effects: The moderating role of ethnic identification. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 16(1), p.94.
[5] Kidd, C., Palmeri, H. and Aslin, R.N., 2013. Rational snacking: Young children’s decision-making on the marshmallow task is moderated by beliefs about environmental reliability. Cognition, 126(1), pp.109-114.
|
</> |