Тезисы дня

***
Хуже всего, когда стол, отделяющий преподавателя от аудитории, превращается в непреодолимую преграду или даже баррикаду. Там, где начинаются "мы" и "вы" (а ещё хуже - "мы" и "они"), кончается вся педагогика.
***
Субъективизм простителен только в одном случае - если стороны безоговорочно доверяют друг другу. В противном случае жёсткая система формальных принципов позволит создать видимость приемлемых взаимоотношений. Но толку не будет всё равно.
***
Должны ли мы учить думать?
Да, должны.
Только это вовсе не означает, что наши ученики будут думать только так, как думаем мы. А принять это - и есть самое трудное.
***
Основа образования - взаимное уважение. Не преподаватель должен заставить себя уважать, не студент должен показать, что его есть за что уважать. Это должно быть априорной изначальной установкой. Исключения из правил однозначно и безоговорочно должны восприниматься как аномалия обеими сторонами.
Что же делать с теми, кто не заслуживает уважения или не способен уважать другого?
Я не знаю, но у них невозможно ничему научиться и их невозможно ничему научить.
***
Образование - не дрессировка, не натаскивание, не начётничество. В конце концов - не отказание услуг.
Это творчество. Попытка поделиться самим собой. Приглашение в путь.
Именно поэтому я так не люблю экзамены: как можно проверять, что стало в тебе с частичкой меня...
***
Интересно, а какой вывод можно (и тем паче - нужно) сделать из истории профессора, против которого выступали студенты, он приходил и читал лекции в пустой аудитории, а потом они, став в свою очередь профессорами, посвящали ему свои книжки?
Потому что никто из тех, кого я знаю и против кого могли бы выступать студенты, не стал бы читать лекцию в пустой аудитории.
И единственный вопрос, который у меня остаётся: а против чего тогда был протест-то?
***
И всё-таки главное.
Если мы перестаём друг друга понимать, это не беда и не проблема.
Это трагедия и начало конца.