![](/media/images/top/preview/g1dcdnltimagespixoveckinu-seimos-tragedija-77843423.jpg)
Терроризм на авиатранспорте в СССР
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Далеко не все читающие эти строки знают, что наши отцы и деды жили в очень интересной стране. В той, которой вообще не происходило ничего плохого. В принципе. Не было катастроф, смертельных аварий, ЧП и всякого форс-мажора. Если верить СМИ. Все это было там- на "Загнивающем Западе". И уж точно, простой советский человек не мог даже представить,что у нас может быть терроризм, в том числе, связанный с авиацией. Нет,многие смотрели фильм "Противостояние" и предполагали, что теоретически такое может быть. Но вот когда семья Овечкиных в 1988 году попыталась захватить самолет Ту-154 - это стало настоящим шоком. Хотя,может быть и это дело замяли, если бы коллектив "Семь Семеонов" не был известен,а главное, если бы спецназ нафиг не сжег напрочь самолет.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://g1.dcdn.lt/images/pix/oveckinu-seimos-tragedija-77843423.jpg)
Но тема стала широко известна и обсуждаема. Очень обсуждаема. Многие думали, что такое происходит впервые. Ан нет. Как минимум 9(!) случаев угона воздушного судна и авиатерроризма было до этого. И это только те, о которых известно.
"Первооткрывателем" можно считать некого гражданина Чечета. 5 сентября 1958 года он сел на аэродроме "Шоссейный" (так тогда назвался Пулково) на рейс 365 из Москва в Таллин. В Ленинграде тогда была промежуточная посадка. Рейс выполнялся на самолете Ил-14.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-407cbc.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/3288ad8a6a811ac308fbcdd0e97ee79df98b8e1d/PGJ4EpMKsciknLUaung8L3mRLwVSch2VirLWdY5B2WKbGdUzfBS2PRoWXoTA6zGBgbqAwyaZO5zE4ih6dgMFBvuYHyuII798_sHu1Z5gFTherTDPdviSaKymv9Z-UCnt)
Ил-14
Спустя полчаса после вылета из Ленинграда, когда самолёт на высоте 900 метров пролетал в районе Нарвы, этот самый Чечет передал стюардессе записку. В этой записке было требование, чтобы командир вышел в салон для «разговора с группой заинтересованных пассажиров», либо в противном случае будет убит. Дальше сюжет какого-то голливудского блокбастера. Командир Даниил Власов естественно в салон не вышел и заблокировал дверь, более того, достал табельный пистолет. Чечет, видя, что никто с ним разговаривать не хочет, попытался прорваться в салон, и тогда летчик....начал стрелять сквозь дверь. Затем передал ствол бортмеханнику и тот продолжил шмалять... В ответ террорист начал чего то зажигать в салоне.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-c15173.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/8f8ee8dfa3d840653ecedf3b74e334355a5369c2/PGJ4EpMKsciknLUaung8L7Co4cXzwnaVZdAHc2vZMep_LuJ7rYEe4OoHoO5ZvdVcaZuzStg0wtCkRyBlrnwigXHTWyoa4peIjxBQb_hSSqo)
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-65f275.jpg?from=)
Запросили центр и доложили об остановке. Последовал приказ садится на небольшом аэродромчике в Йихве. Там ВВП всего 600 метров, но Ил-14 хватило. Сели с горем пополам и эвакуириовались и сами и пассажиры. Сам Чечет остался в горящем самолете и погиб.Он стал единственной жертвой. Правда самолет тоже сгорел. Чего он хотел - так до конца и непонятно. Также как и жесткие действия экипажа.
Как бы там не было - начало было положено.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-20a102.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/b9f422a6ea45f9bb23cb776d128408177ffe4ce0/PGJ4EpMKsciknLUaung8L8vFKjbrgwapdfH9NXhiQ4xI6Ko3kyQqFbmf9d-141HEvEnOtriqqZcE5i8C0r53H6gy11Z_ZpR6LptRqpBGsEg)
Вроде на 12 лет все затихло....Но дальше было знаменитое Ленинградское самолетное дело, о котором я даже вспоминать не хочу - какой то дурацкий цирк на дроте. Толи идиоты они там все были, но то подстава. Непонятно до конца.
В том же 1970 году, а точнее 15 октября произошел первый удачный захват и угон воздушного судна в СССР. Самолет Ан-24Б рейса № 244 из Сухуми в Батуми террористы — Пранас и Альгирдас Бразинскасы (отец и сын 15 лет) смогли не только захватить,но и благополучно перелететь в Турцию. Эти ублюдки убили стюардессу - 20 ти летнюю Надежду Курченко, смогли зайти в кабину экипажа и ранили еще обоих пилотов и бортпроводника. Летчики были вынуждены сажать угнанный Ан-24 в аэропорту турецкого города Трабзон.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-bfba9c.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/074892523b0e4bf7e28119b26687c227ab9b5388/PGJ4EpMKsciknLUaung8LzHo6c41ziwZjPm6EqCmno9hX81mqbP7f00iS0y9uLkM1iGbo3t5FnKFVH3VwO8YeumYPBVYtkgcnx7ldP89P3RDNtE0Z2liZ__wBw2wn3Bj)
турки арестовали террористов, а авиапассажиров, членов экипажа, которым была оказана помощь, и сам самолет вернули в СССР. А вот Бразинскасам повезло. Их не выдали. Более того, через 2 года отсидки в местном зиндане они были освобождены по амнистии, тайком пробрались в США и даже каким то макаром получили там вид на жительство. СССР вплоть до своего развала требовал выдачи террористов,но тщетно.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/f/f5/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg/267px-%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg)
Надежда Курченко
Хотя, думаю, американцы и сами не раз пожалели, что такая шваль живет на их территории. Ибо в 2002 году Альгирдас Бразинскас, проживающий в США под именем Альберт Виктор Уайт, был осужден за убийство своего отца Пранаса Бразинкаса, известного под именем Фрэнк Уайт, во время семейной ссоры по пьянке. Вот такие вот дела...
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-bb82c4.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/66/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BE_%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%81.jpg)
Старший ублюдок.
По мотивам этой истории с захватом в 1973 году был снят фильм «Абитуриентка».
В 1973 году террористы словно с цепи сорвались. 23 апреля 1973 года в Ленинграде чуть было не был уничтожен лайнер Ту-104.
Самолёт выполнял рейс 2420 из Ленинграда в Москву, На борту был 51 пассажир (50 взрослых и 1 ребёнок). Примерно на 20 минуте полета, когда самолет почти набрал необходимую высоту к стюардессе обратился некий человек и передал письмо аж на 4 листах. Впоследствии выяснили, что это был 47-летний гражданин СССР Иван Бидюк. Он требовал направить самолет в Стокгольм в противном случае грозился взорвать 2 килограмма взрывчатки, которую взял в шахте. Из письма было видно, что этот террорист реально не в себе.
Стюардесса подтвердила что в руках он действительно держит какой-то пакет. Бидюк пытался проникнуть в кабину и кричал, что держит руку на кнопке. КВСу Вячеславу Янченко и бортмеханнику Викентию Грязнову удалось убедить террориста успокоится и наврать, что они летят в Швецию, хотя на самом деле командир повернул борт в Пулково. Бортмеханник находился рядом с Бадюком и заговаривал ему зубы, пытаясь уличить момент, чтобы обезвредить его. Последнее не удалось. Зато он отвлек террориста, который понял, что его обманули только тогда, когда самолет коснулся взлетно-посадочной полосы. Он тут же привел взрывное устройство в действие. Бидюк и Викентий Грязнов погибли на месте.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://zabavatut.ru/wp-content/uploads/proga/111/images1/201907/igor7-20071912240824_14.jpg)
Борт после посадки.
Взрывом пробило перегородку кабины, а также вырвало входную дверь. Оторванной балкой пола заклинило рули высоты, а также была повреждена гидросистема. Последнее привело к тому, что передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Также авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов был быстро выровнен. Хвост задрало, но опытные стюардесс смогли остановить панику и великолепно провести эвакуацию. В итоге - больше никто больше не погиби даже самолет потушили.
КВС и бортинженер (посмертно) получили Героя, остальные члены экипажа и стюардессы -боевые ордена.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://web.archive.org/web/20160923021027im_/http://arutinov.ru/wp-content/uploads/2013/12/nagr-2-1024x724.jpg)
В. Явченко в центре
А вот с другим Ту-104 в том же 1973 году все закончилось печально. Самолёт выполнял рейс 109 Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита. Из Москвы самолёт вылетел 17 мая в 18:12 После ряда промежуточных остановок, в Иркутске произошла смена экипажа. 18 мая в 03:02 по Московскому времени борт вылетел из аэропорта Иркутска, а в 03:15 занял эшелон полёта 9000 метров. На его борту находились 72 пассажира: 68 взрослых и 4 ребёнка.
Через 20 минут КВС сообщил, что из салона поступило требование изменить курс. Диспетчер подтвердил получение сообщения.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://cdn2.img.ria.ru/images/43755/05/437550501.jpg)
В 03:38 по местному времени с самолёта вновь поступил сигнал опасности в виде кодовой передачи,а затем самолет исчез с радаров.
Практически сразу же были обнаружены обломки Ту-104 в 97 километрах западнее Читы. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира погибли.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://www.avsim.su/forum/uploads/monthly_12_2009/post-11361-125975666208_thumb.jpg)
В результате правительственной комиссией после расшифровки "черных ящиков", было выявлено, что взрыв произвёл пассажир Чингис Юнус-оглы Рзаев, 1941 года рождения, который сел в Иркутске. При попытке его обезвредить, милиционер Ёжиков бывший на борту с табельным оружием выстрелил террористу в спину. Пуля попала в области 8-го межрёберья слева, после чего проникла в сердце. Умирающий Рзаев однако успел активировать взрывное устройство, состоящее из 5,5—6 килограмм тротила, что привело к разрушению конструкции самолёта на высоте 6500 метров. Вот такая вот печальная история.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://dayonline.ru/public/article/images/9e82d16a1e284e3b328c3a22aad5cb4b66ba012f.jpg)
Ну и опять-таки,все в том же 1973 году произошел инцидент с Як-40, теперь уже в Москве.
Борт 87607 выполнял внутренний пассажирский рейс Ф-19 из Москвы в Брянск. В 10:45 с 28 пассажирами и 3 членами экипажа на борту рейс 19 вылетел из аэропорта Быково. Незадолго до посадки группа из четырёх мужчин (Виктор Романов, Владимир Жалнин, Пётр Бондарев, Александр Никифоров) достала из багажного отделения обрезы и попыталась проникнуть в кабину пилотов. Бортмеханик попытался обезвредить террористов, но был ранен.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-c04d82.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/2379ea87fc536f3926dfdf8951e02dc04d8c9c0f/PGJ4EpMKsciknLUaung8L-DyuCDmXkHzThcONDZRExdihnF9jDv9v4pNh8-KxKHvJAUQwGnuuIWV2VGRcXT4ABtckvLx0NWj-q8oUQ8BMUc)
Террористы сломали замок и смогли проникнуть в кабину - после чего озвучили свои требования и они были необычными для тех времен - выкуп в $1,5 млн за освобождение самолёта и дачу информации о других группах угонщиков самолёта.
Было решено развернуть борт и отправить в Москву, благо топлива хватало. Посадили его в аэропорту Внуково. И туда же вскоре прибыли Юрий Андропов (тогда занимал пост председателя КГБ) и Николай Щёлоков (министр внутренних дел), которые на месте стали руководить операцией по освобождению заложников. И если честно,лучше бы это не делали. Мешали друг другу, да и опыта не было в этой области.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://rrnews.ru/content/images/size/w1000/2021/01/-1-5.jpg)
В аэропорту с самолёта отпустили двух раненых и выдвинули новые условия: в обмен на дозаправку и половину выкупа они отпускают половину пассажиров. Далее самолёт должен был вылететь в Ленинград, где после получения второй суммы выкупа и очередной дозаправки угонщики планировали отпустить оставшихся пассажиров, а сами направились бы в Швецию.
Было решено самолет штурмовать. Набрали добровольцев (!!!!!) из милиционеров. Парни конечно большие герои и рисковали своими жизнями, но все получилось совсем нездорово. Они устроили перестройку с угонщиками, а затем к ним присоединился бронетранспортер (!!!!), который начал шмалять по борту (!!!!) из пулемета. Дали бросили дымовую шашку, но она сработала не так - а лишь запалила одно из кресел. Паника была дичайшая.... Я одно не могу понять, как так свезло, что никто из пассажиров не погиб - только несколько ранений. Это просто чудо и дичайшая удача. Ибо лечь должны были все при такой "операции".
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://generaltsvigundotru.files.wordpress.com/2016/06/d183d0b3d0bed0bd_d0b1d0bed180d182d0b0_87607.png?w=1200)
через 5 минут после штурма.
Из 4 террористов Александр Никифоров был убит, Виктор Романов застрелился. Владимира Жалнина и Петра Бондарева взяли в живыми. И они оба оказались...несовершеннолетними. Как итог - первого отправили за решетку на 10 лет,а второго и вовсе спрятали в психушку.
После этого тяжелого года было принято решение создавать профессиональную антитеррористическую команду, а также серьезно усилить контроль и досмотр в аэропортах. И почти на 10 лет ситуацию успокоили.
Однако 19 декабря 1985 года произошел очередной акт терроризма. Самолет Ан-24 был угнан в Китай.
Самолёт выполнял пассажирский рейс 101/435 по маршруту Якутск — Нерюнгри — Чита — Иркутск, а на его борту находились 5 членов экипажа и 46 пассажиров. На подходе к Чите штурман отлучился из кабины в туалет.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-6e14bc.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/f107ab02629d111244d786fe07560cfcf72f31b4/PGJ4EpMKsciknLUaung8L-DyuCDmXkHzThcONDZRExdihnF9jDv9v4pNh8-KxKHvn6aIreW6RtQjUQe7Fi0yytGn_3jDPOjNeGkttMPec_U)
Следом в салон вышел второй пилот Алимурадов, который вскоре вернулся в кабину и сообщил, что стюардессе требуется помощь бортмеханика. Когда бортмеханик вышел в салон, оставив пилотов в кабине одних, Алимурадов закрыл дверь из кабины на замок, после чего достал пронесённый на борт самодельный нож и приставил его к горлу командира Абрамяна, потребовав лететь на юг в сторону Китая. С помощью специальной кнопки командир предупредил диспетчера об угоне, после чего попытался приземлиться на военном аэродроме.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://sun9-73.userapi.com/impg/Le8wcLtHFDbgWGcE6bohZacOhhTsY6XA5_R0ug/HmNJ0ztx_qI.jpg?size=799x455&quality=95&sign=916edd802e8f618f93c944994fd8c620&c_uniq_tag=u9DWgbmfoJYBOiSkldxzx6e4uoGNQPxuY4Z35NnUxDs&type=album)
Террорист
Однако стоявший позади него угонщик быстро распознал хитрость и заставил держать южное направление, а также через дверь предупредил бортмеханика со штурманом, чтобы те прекратили попытки проникнуть в кабину. В итоге связались с китайцами и те дали добро на посадку. Посадили в приграничном - Цицикаре. Но вели очень хитро как то.
Было ощущение, что самолет уводили подальше от городв, чтобы у него просто кончилось топливо и он упал. Но пилот смог посадить борт на рисовых полях в районе Ганьнаня, что в провинции Хэйлунцзян. Никто, к счастью не пострадал. Людей переправили в Цицикар, а потом в СССР, а вот угонщика оставили и осудили на 8 лет. Правда в 1989 году его передали Советскому Союзу, а 21 июня 1990 года в Якутске уже советский суд приговорил угонщика ещё на 5 лет. Сам борт вытащили и тоже передали Союзу. На удивление он еще долго летал после ремонта.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-8dfb6a.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/8e99582d21d80dfe8f5d85d799e633399ac98097/PGJ4EpMKsciknLUaung8L2ehqCjRVFeehy2VS6D0xT-KODhaMzE7UF5q6vrnuGR0_-7RYNE-T3XMXCOvBk3l7JoXmlvV5BXLn28eaftikU6Fpf6xUD9h6i8cHYcc6DxGu3SgNCEeHrTMEdZ0q15NYoFFUhkprfQ5fvxqNdMvJnQ)
Ну а следующий террористический акт был совершён двумя солдатами-дезертирами 20 сентября 1986 года в аэропорту города Уфы.
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](/images/main/terrorizm-na-aviatransporte-v-sssr-dc665e.jpg?from=https://icdn.lenta.ru/images/2020/09/10/19/20200910192640415/preview_687e04592fc2b14ec10e789abeec70bd.jpg)
20-летний младший сержант Николай Мацнев, 19-летний рядовой Сергей Ягмурджи и 19-летний рядовой Александр Коновал похитили из оружейной комнаты автомат АК, ручной пулемёт Калашникова и снайперскую винтовку Драгунова и дезертировали из своей части (внутренние войска) в районе Уфы
Недалеко от части дезертиры захватили автомашину такси с водителем, затем расстреляли милицейский уазик убив 2 милиционеров. При этом акте один из преступников (Коновал) испугался и бежал, зато 2 других добрались до аэропорта и даже каким то образом смогли захватить самолёт «Ту-134» (борт СССР-65877), следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск». В заложниках у террористов оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров
![Терроризм на авиатранспорте в СССР Терроризм на авиатранспорте в СССР](https://kak2z.ru/my_img/img/2017/01/21/ca55b.jpg)
Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за границу. Часть пассажиров они выпустили, но из-за конфликта на борту убили одного заложника и тяжело ранили другого.
Прибывывшая из Москвы Группа "Альфа" (та самая организация, которая была создана после 1973 года) решила начать штурм. Он был проведен успешно - никто больше из заложников не пострадал, Мацнев был убит, Ягмурджи ранен. Впоследствии после суда Сергея Ягмурджи приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Коновал, как не принимавший участия в захвате самолёта, получил 10 лет лишения свободы.
Вот такие вот дела....
Ну а дальше было уже дело Овечкиных, и начиналась совсем другая эпоха....
Спасибо, что прочитали до конца.
Приятного времени суток.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/g1dcdnltimagespixoveckinu-seimos-tragedija-77843423.jpg)