Тернистый путь пожарного "захарки". ПМЗ-27 по версии Костромы

топ 100 блогов diecast_4309.02.2015 Пожарный "захарка" - вопреки традициям известного костромского производителя - свалился на полки модельных магазинов не как снег на голову. В листе ожидания новинок моделька появилась еще в конце минувшего лета. За два месяца до официального старта продаж Кострома слила в открытый доступ годные фотографии предсерийных образцов, а за неделю - объявила цену, развела модель ПМЗ-27 на четыре цвето-графические схемы и открыла возможность забронировать понравившийся вариант. В отличие от выхода на рынок некоторых других пожарок под брендом костромской конторы, на этот раз никакого кота в мешке: каждый самостоятельно мог оценить копийность модели по фотографиям и вдумчиво решить - готов ли он отдать за кетайское изделие запрошенный ценник.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Еще один плюс в карму костромских - на этот раз хорошая в целом моделька не стала дефицитом и все еще доступна для покупки по рекомендованной цене. Если сей факт не случайность, а результат грамотной маркетинговой политики, и их действительно перестало колбасить с тиражами знаковых ходовых моделек, то - рад за посонов, хоть на чуточку, но они повзрослели в глазах многих собирателей. Не прошло и пятилетки.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Для истории пожарной охраны СССР модель ПМЗ-27 и ее дальнейшие модификации - легендарны без каких-либо оговорок. Для меня лично и моих ровесников из числа коллег-собирателей - вряд ли. Машина безусловно знаковая, но мы на дорогах страны видели уже прямых наследников пожарного "захарки" - автоцистерны с индексом 137 и 137А на шасси ЗИЛ-131. А между тем многое, за что пожарные так полюбили технику прилукского завода, впервые было испытано и одобрено к серийному производству именно в конструкции ПМЗ-27 на платформе ЗИЛ-157.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Любопытно, что сам завод противопожарного оборудования в Прилуках новую модель - наоборот, не полюбил. И на протяжении длительного времени (не один год) продолжал клепать на шасси ЗИС-151 морально и технически устаревшую пожарную надстройку ПМЗ-13. Несмотря на то, что и вся документация по ПМЗ-27 была готова, и опытные образцы успешно прошли испытания.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Понятно, что высшим чинам из Москвы ничего не стоило надавить на внезапно несговорчивое прилукское руководство, но и у пожарного ведомства были претензии к новой машине - не очень принципиальные, по мелочам, но целый список. Ну и пока трехсторонняя комиссия долго и нудно утрясала внутри себя каждый пункт из того перечня, завод пользовался ситуацией, не желая менять привычный режим работы и оснастку главного конвейера.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Как у нас водится, в спорах об этих мелочах утонули и некоторые прорывные для того времени вещи. Есть в ПМЗ-27 такая конструкция с названием "газоструйный вакуумный аппарат". И вот в 1955 году, когда вовсю шла работа над первыми опытными экземплярами новой модели, включение того агрегата планировали сделать дистанционным. Да не просто, а с помощью пневматики. "Пневматика в 1995-м? - удивляется в одной их своих книг по-настоящему вменяемый и адекватный историк отечественной пожтехники Александр Карпов. - Довольно смело!" От себя бы добавил, что это еще мягко сказано.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Впрочем, в серию советская пневматика образца середины 50-х так и не пошла. На деле она оказалась бессмысленной и беспощадной, а завод напрямую отказался осваивать ПМЗ-27 с такими неожиданными приблудами. Так примерно и завернули: мол, не, мы это не осилим, потому что дальнейшая эксплуатация на местах, в удаленных от завода городах Союза, может быть чревата. Обосновали - согласно книге Карпова - тем, что пневматика однозначно повлияет на герметичность тормозной системы, а следовательно и на безопасность движения.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Три предыдущих абзаца этого пста крайне наглядно иллюстрирует карикатура, опубликованная на страницах журнала "Пожарное дело" от 1957 года:

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

И тем не менее, вопреки тернистому пути к нитке конвейера, уже через год, в 1958-м, ПМЗ-27 на шасси ЗИЛ-157 таки была принята в серийное производство. Пришлось, правда, дохрена чего упростить в изначальной задумке конструкторов, да в первые три-четыре года выпуск новой пожарной машины нельзя было назвать массовым. Только после окончательного ухода в историю ЗИС-151 свежая пожарка ПМЗ-27 и ее модификации на долгие годы станут базовой автопродукцией прилукского завода ППО.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Спустя десятилетия, за все препоны, сквозь которые прорвался пожарный "захарка", он будет щедро вознагражден с исторической точки зрения. В годы повсеместного списания ПМЗ-27 и ПМЗ-27А им была уготована замечательная судьба. Не свалка и не сталеплавильный комбинат, а сельские добровольные пожарные дружины. Существовало отдельное спецуказание "сверху" - безвозмездно передавать "захаров" из профессиональных пожарных частей на руки селянам и посильно помогать с ремонтом. Костяк всех машин, массово вставших на защиту деревни, благополучно продержался еще доброе десятилетие после фактического ухода на пенсию, машины спасли не одну человеческую жизнь, имущество. Кое-где, единичными призраками далекого прошлого, они продолжают трудиться и в наши дни.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Живьем ПМЗ-27 (а если точнее, то более позднюю ПМЗ-27А с лафетным стволом) я видел всего дважды. Первый раз - в Ульяновске, на постаменте возле местного управления МЧС России. А затем - кто бы мог подумать - в каких-то 35 километрах от своего города, как раз на службе сельских добровольцев. И было это буквально в сентябре 2014 года. Раз уж теперь на мою полочку встала масштабная копия легендарного советского пожарного вездехода, то не поленюсь запилить в Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы auto_daily и отдельный пост про найденный оригинал - внезапно сохранившаяся под боком живая ПМЗ-27А достойна отдельных слов, потому что имеет заслуженную биографию.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Собственно, оттого и купил модельку с белыми полосами, хотя согласен, что исторически верный вариант был тот, что полностью красный. Но зачем, если видел ее лишь на современных музейных фотографиях и черно-белых архивных снимках? Мне как раз ближе вот такая, бело-полосатая. Тем более, что в 1976-77 гг. абсолютно все ПМЗ-27 и сопутствующие модификации, стоявшие в боевых расчетах на территории огромного Союза, были перекрашены согласно новому ГОСТу - по схеме, привычной нам и сейчас.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

О качестве модели могу рассказать только в разрезе пожарной надстройки. На базе 157-го Кострома выпускает уже не первую модельку, копийность кабины их прочтения "захара" обсуждалась неоднократно и на модельных форумах, и тут в песочнице. Ну а по-прежнему жутчайше исполненная защита фар головного света режет глаз любому, включая тех, кто далек от автоистории и никогда в жизни не видел оригинальный ЗИЛ-157 / 157К.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Надстройка получилась нормальная и достаточно копийная. ПМЗ-27 узнается в модельке на раз. После того, как костромские выложили на публику фотографии предсерийных образцов масштабной копии, то моментально получили в свой адрес ушат помоев. А я так и не понял за что. Обвинить меня в пристрастии к костромским бракоделам трудно. Неоднократно, открыто, заслужено и по делу обкладывал херами ряд их изделий, но в случае с ПМЗ-27 серьезных косяков кетайско-костромские умельцы не допустили.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Что там им предъявляли-то? Слишком высокое расположение пеналов под рукава? Да не, регулярно встречаются архивные фотографии таких прототипов. Тем более, что завод если не каждый год, то пару раз в пятилетку менял комплектацию ПМЗ-27 по мелочам. То есть машина - допустим - 1959 года легко могла отличаться обвесом и расположением отдельных элементов пожарно-технического вооружения от экземпляра 1963 года.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Мало того, что искомые пеналы установлены слишком высоко, так еще и параллельно горизонту, хотя должны быть наклонены вниз к заднему свесу? Ну как... Есть ракурсы, на которых наклона действительно не видно, но если смотреть строго сбоку и глазами, а не, то наклон имеется. И примерно под нужным углом.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Расположение пеногенераторов не соответствует жизни? Тоже не так. Пеногенраторы это вообще такая штука, которую в каждой пожарной части перекладывают "под себя": где-то ближе к кабине, где-то в центр между пеналами, кто-то укладывает на правую сторону, кто-то на левую, а видел и фотоснимки, где их вообще свешивали с борта ПМЗ-27А на специальном крюке, который цепляли за поручень, прикрученный вдоль крыши надстройки. Нередко те же пеногенераторы прямо на заводском конвейере тупо загружали в кабину боевого расчета: мол, зачем пежить мозги, если пожарные все равно переделают по-своему. Потому что хобби у пожарных такое.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Всё выше сказанное абсолютно справедливо и для расположения лестниц (а их там целых три вида). Повторюсь, что пожарку на базе 157-го живьем видел только два раза, а вот ее прямых наследников - АЦ-40 (131) 137 и 137А - сфотографировал несколько десятков. На большинстве пожтехвооружение сверху бочки уложено плюс-минус одинаково, но встречались и экземпляры с нестандартной укладкой тех же трёхколенок, в том числе и поверх пеналов. Случалось ли аналогичное во времена засилья ПМЗ-27? Просто уверен, что да.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

О чем еще был спич на форумах? А, насос, мол, не похож на штатный заводской. Ну хз. Я например сквозь это маленькое окошечко сзади не в силах разглядеть, насколько насос соответстует реальности. Лупы в доме нет, оттого даже если костромские накосячили с этой деталькой, то меня она никак не парит. Насос - есть, он проработан, прокрашен и масштабу соответствует.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

По центру надстройки, под трёхколенку кетайцы прикрепили запасное колесо. За богатым детализованным обвесом его замечаешь не сразу, а когда присматриваешься - да, сделано аккуратно и доставляет.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

О донышке ничего по существу сказать не готов, ибо не силён:

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

К машинке приложили пакетик с госномерами-самоклейками.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Вешать не стал, есть другие планы по ГРЗ, но кому образ ПМЗ-27 кажется незаконченным без черных советских табличек, тот вполне может их приклеить.

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Традиционные костромские бокс, подставка и упаковка:

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Отец и сын вездеходной линейки легендарного московского автозавода:

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Сын и внук:

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Отец, сын и святой дух внук на общей семейной фотографии:

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тоже родственники:

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Тернистый путь пожарного захарки. ПМЗ-27 по версии Костромы

Короче, вполне вменяемый пожарный "захар" получился. Исторический образ передает, копийность пожарной надстройки - торт. Портят картину лишь старые, известные, многократно обмусоленные коллегами-собирателями технологические недостатки кабины ЗИЛ-157.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну что, дамы и господа, раз уж пошла такая пьянка такое обсуждение на мордокниге, значит надо вынести его на более адекватную площадку для драк споров. Сегодня мы обсуждаем право на жизнь глубокой обработки фотографий, делающих из фотографии "картину". Поп-корн приготовили? Тогда ...
Во многих европейских городах есть что-то парижское. Даже в таких самобытных старых городах, как Рим, Лондон, Петербург. Кто-то открыто подражал и специально делал, "как в Париже", где-то это получилось само собой: французская столица многие годы была законодателем мод не только в ...
У кого-то праздники уже начались, а кто-то все еще в предвкушении. Сегодня подборка дизайнерских работ. Принцип “less is more” все еще актуален в декоре. Просто, минималистично. Вторая тема - экология. Использование природных материалов и т.п. Непонятно, что лучше для ...
Российские блоггеры раздули  истерию по поводу слухов о скорой войне России с Японией. Блогобесие Вот-вот война с Японией! Ура!  Виват!!  Банзай!!! Пусть изойдём агонией, Пусть крови - через край,   Лишь только б  не гниение,   Лишь ...
Все собирался об этом написать, но случая не было. Все помнят, что талоны появились на излете СССР, у нас в тогда Пермской области году в 1989 или 1990, уже точно не помню. Но пару лет назад мне попалось упоминание в одном из блогов, что в Ебурге, тогда Свердловске, талоны появились еще в ...