Терминал авиакомпании TWA, или будущее из 60-х

В Нью-Йорке есть места, где время как будто замерло много
лет назад, и, кажется, что уже ничто не способно изменить
такое положение дел. Вот, к примеру, уже давно не существует
авиакомпании с названием Trans World Airlines (TWA), когда-то одной
из крупнейших в США, и той самой, что когда-то
владел эксцентричный миллионер Говард Хьюз. Но до сих пор, при
большом везении, можно очутиться в пассажирском терминале TWA,
построенном в 60-х и почти не изменившемся с тех пор, когда
маленькие, но быстрые алюминиевые птицы окончательно отправили
бороздящих океаны гигантов на свалку истории и бесповоротно
изменили всю нашу жизнь. Для того, чтобы прикоснутся к этой
замершей вне времени истории придется отправится в аэропорт
имени Джона Кеннеди, в единственный терминал, откуда никто
никуда не летит.
В самом центре, между терминалом 5 и многоуровневым паркингом,
расположено необычное здание, внешне очень похожее на космопорт из
фильмов 60-х, в которых показывали недалекое будущее, что-нибудь
про начало 21-го века, когда по представлениям киношников
люди должны были летать на автомобилях с большими стеклянными
колпаками и жить на других планетах. Только в отличии от кино
это не выдумка сценариста и не декорации, а самый настоящий
пассажирский терминал под названием "Trans World Flight Center",
построенный в 1962 году по проекту американского архитектора
финского происхождения Ээро Сааринена. Его называют
"Гранд-Централом эпохи реактивных авиалайнеров", и, наверное, это
один из самых необычных авиатерминалов в мире. Построенный больше
50-ти лет назад, он даже по сегодняшним меркам он выглядит
фантастически.
2.
Trans World Flight Center это самый настоящий экспрессионизм в
архитектуре, точнее его послевоенное возрождение. Все здание
целиком состоит из изгибов, обтекаемых форм и плавных
переходов одного в другое. Это придает довольно массивной бетонной
конструкции ощущение невесомости и полета. Оно как-будто парит над
землей, и это не случайно.
3.
Здание символизирует собой полет и выполнено в виде большой
белой птицы с гигантскими крыльями. Этот архитектурный
замысел отчетливо виден всего с нескольких ракурсов.
4.
Саариненен приступил к работе над проектом нового терминала в
1955 году, когда аэропорт еще назывался Айдлуайлд. И тогда, да и
сейчас, практика строительства отдельного терминала для одной
авиакомпании была не очень распространена в мире. Но нью-йоркский
международный аэропорт Айдлуайлд был одним из главных аэропортов
страны, ее парадными воротами для путешественников со всего света,
и центральным местом базирования для нескольких крупных
американских авиакомпаний. Поэтому терминалы были больше, чем
просто местом посадки и высадки пассажиров. Начиналась эпоха
массового туризма, количество пассажиров
постоянно росло и нужна была абсолютно новая концепция в
отношении организации авиаперевозок. Просто небольшого здания
аэровокзала было уже недостаточно. Саариненен начал решать еще
только зарождавшиеся проблемы пассажирских перевозок и организации
пассажиропотоков при помощи дизайна и архитектурных
форм. Новая концепция потребовала больше времени и
он попросил отсрочку на год для реализации проекта.
Руководство TWA было настолько увлечено его идеями, что без проблем
согласилось на такую задержку. В 1957 году был представлен
первый проект. Для авиакомпании новое здание стало самым настоящим
символом и отражением их новой философии.
5.
6. Реклама нового терминала TWA.
7. Терминал в процессе строительства. 1961 год.
8. После открытия в 1962 году.
9. Вид из иллюминатора взлетающего самолета. Примерно та же
точка сегодня.
10. Вид из окна перехода к Терминалу 5.
Переходы, которые вели к хабам, откуда осуществлялась посадка в
самолет. Сначала это было одно здание, но потом, с
появлением гигантских авиалайнеров типа Боинга 747, пристроили
еще один корпус и переходов стало два. Здесь была впервые применена
схема, когда регистрация и посадка проходили в разных зданиях
соединенных переходами. Сейчас переходы соединяют Trans World
Flight Center с Терминалом 5.
11.
Внутри большой зал, стойки регистрации, зона ожидания, ресторан,
туалеты и даже стойки для чистки обуви. Огромное окно зала ожидания
делало помещение удивительно светлым и выходило прямо на взлетное
поле.
12.
Внутренний объем еще более необычен, чем внешняя форма здания.
Здесь нет четких граней и стен, а все как бы перетекает из одного в
другое, символизируя постоянное движение. Вы попадаете в терминал и
невидимый поток плавно несет вас от зала ожидания к стойкам
регистрации, выбрасывает на островок рядом с кафе, чтобы потом
снова закрутить в бурном водовороте, пронести по переходам и
выбросить прямо к трапу самолета. Вы как будто уже начали свое
путешествие просто войдя внутрь здания.
13. 1962 год.
Фото интерьеров можно здесь и здесь. Есть так же небольшое
видео.
14.
Трудно представить, чтобы современные архитекторы уделяли столько
внимания даже таким объектам, как переходы. Сейчас их стараются
сделать, как можно воздушнее и незаметнее, а у Сааринена получились
подобие артерий соединяющих разные части одного организма. Здание с
некоторых сторон вообще довольно сильно напоминает живое существо
или растение с другой планеты.
15.
Будущее было не только в архитектурных формах. Trans World Flight
Center использовал самые передовые идеи в организации пассажирских
перевозок на тот момент. Это был один из первых в мире пассажирских
терминалов, где начали использовать телетрапы, объявлять информацию
о рейсах по громкой связи, здесь появилась первая система
видеонаблюдения, багажные карусели, электронное табло с расписанием
рейсов и электронные весы на стойках регистрации.
16.
Сам Сааринен умер в 1961 году от рака мозга в самом расцвете сил, и
не дожил всего год до того момента, как первые пассажиры
начали свое путешествие из недр большой бетонной птицы.
17.
Компания TWA прекратила свое существование в 2001 году. Trans World
Flight Center морально устарел, перестал справляться с
пассажиропотоком и соответствовать современным нормам безопасности.
В результате его чуть было не снесли, чтобы на этом месте построить
очередную безликую коробку, но, к счастью, вовремя опомнились и
дали терминалу статус памятника архитектуры. Теперь снос ему не
грозит, но будущее все еще туманно. Скорее всего из него сделают
культурный центр и музей. Сейчас терминал закрыт и попасть
внутрь невозможно. Остается только ждать какого-нибудь мероприятия,
типа нью-йоркского дня открытых дверей, или чего-нибудь подобного.
Рассмотреть его со всех сторон можно только с крыши парковки где
находится станция AirTrain, из вагона поезда или
из Терминала 5. Подойти ближе, к сожалению, не
получится.
18. Вот такое вот будущее из прошлого.
Еще про аэропорты в Нью-Йорке.
Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд - часть 1 -
история аэропорта
Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд - часть 2 -
современное состояние
Заброшенный
аэропорт Флойд Беннетт Филд - часть 3 - авиамузей на
территории