Теремок

Например, в сказке «Теремок».
Казалось бы, где «Теремок» и где Пропп? Обычная детская сказочка, без особого смысла и в меру абсурдная – ей самое место рядом с «Колобком», «Репкой» и «Курочкой Рябой».
Но не всё так просто.
Итак, дом, в котором один за другим поселяются звери.
Сказкоанализатор начинает щёлкать. Дом, в котором живут звери – это «длинный дом» посвящения, символическое изображение иного мира. В нём и должны жить звери, или демоны, или мертвецы, или невидимки – для традиционного мифа это одно и то же.
Смотрим дальше – будут ли у нас другие подтверждения первой догадки?
И тут оказывается, что теремок-то – вовсе никакой не теремок, как его рисуют обычно. Это кобылий череп, или горшок, или потерянная рукавичка.
Вначале там размещаются муха, комар, мышь и лягушка. Ещё терпимо. Но дальше там же поселяются ёж и петух. А за ними – заяц, лиса и волк. Последним приходит медведь, и на нём сказка всегда заканчивается: он садится на «теремок» сверху и давит его.
Перед нами тесное, тёмное место, в котором, однако же, без проблем помещается множество разнообразных зверей. Совершенно верно, это утроба Великого Зверя, откуда выходят все живые существа и куда они возвращаются после смерти – древнейшее, самое архаичное изображение иного мира.
Кстати, а как там у нас в мифах и легендах чаще всего представляли Великого Зверя? Медведем? Так я и думал. Ничего удивительного, что медведь, в отличие от всех остальных зверей, в теремок лезть даже и не собирается – он же не может поместиться сам в себя.
Идём дальше. Каждый новый житель теремка обязательно кидает клич: «Кто в тереме живёт?». Получив ответ от всех, уже заселившихся – представляется сам.
В том варианте, в котором сказку чаще всего рассказывают сейчас, звери просто называют себя, добавляя присказку для рифмы. «Я мышка-норушка». «Я зайчик-побегайчик». «Я волк – зубами щёлк».
Но в более ранних вариантах они говорят загадками. Заяц называет себя «по горе поскакиш». Волк – «из-за куста хватыш». Наконец, медведь сообщает «а я – всех вас давиш».
Это значит, что у жителей теремка ещё и имён нет – или им по каким-то причинам запрещено их называть. Вполне естественно для тех, кто находится в невидимом и бесформенном состоянии в ином мире. И для тех, кто проходит искус в «большом доме» – им ведь тоже нельзя называть свои имена, и на вопрос «кто ты?» они должны отвечать уклончиво или не отвечать вовсе.
Детская сказочка оказывается вовсе не примитивной. Она сплетает между собой сразу два мотива – история о посвящении в «большом доме» и миф о происхождении животных.
Спросите – а где здесь миф о происхождении? А он здесь в финале. Когда медведь раздавил теремок, звери «разбежались кто куда». Это не смягчение горестного конца, в котором медведь подавил всех – народные сказки смерти не боятся. Это, наоборот, начало – выйдя из своего изначального дома, животные разбрелись по всему свету.
В этом месте, если вы не читали Проппа, у вас может возникнуть логичный вопрос: «А с чего ты взял, что всё так и есть? Чем твои построения отличаются от умствований разных гуру, которые и в заведомо абсурдной «Курочке-рябе» находят сакральный смысл?».
Это хороший вопрос, и поэтому на него необходимо ответить.
Дело в том, что аналогичные сюжеты есть и у других народов – и там это вполне себе мифы о происхождении животных. Мы могли бы просто взять два текста, сравнить их между собой и увидеть параллели.
Но благодаря встроенному сказкоанализатору второй текст нам не понадобился. Мы пришли к тому же самому выводу, просто разобрав «Теремок» – а дополнительные материалы лишь подтвердили нашу догадку.
|
</> |