Теория сепарации-индивидуации

топ 100 блогов malyshi17.01.2015 Есть множество теорий, объясняющих развитие ребенка.
Я хочу конспективно изложить психоаналитическую теорию Маргарет Малер, тк на мой взгляд она очень хорошо объясняет, что происходит с детьми от 0 до 3-х лет: кризисы, скачки развития, капризы и истерики.
Итак, теория сепарации-индивидуации по Маргарет Малер.
1. Нормальная аутистическая фаза; 0-1 месяц
2. Нормальная симбиотическая фаза; 1-6 месяцев
3. Процесс сепарации-индивидуации
3.1 Подфаза дифференциации; 6-9 мес
3.2 Подфаза практики 9-18; мес
3.3 Конфликт репрошман (конфликт воссоединения); 18-24 мес
3.4 Подфаза константности Я и Объекта 24 мес - 3 года (в современности может длиться примерно до 5 лет)

Сегодня пункты 1, 2, 3.1 и 3.2


1. Нормальная аутистическая фаза. Первый месяц после рождения.
Маленький ребенок имеет мощные стимульные барьеры, он не очень хорошо видит и слышит.
Внутреннее равновесие поддерживается засчет физиологических механизмов: вовремя поесть, поспать и так далее.
Крик - как разрядка для ребенка и сигнал для матери; это основной способ выражения неблагополучия, в тч и психологического.
Эндогенная улыбка (физиологическая, которая бывает во сне) сменяется экзогенной - это важный показатель того, что в психике ребенка начали происходить важные изменения, началась дифференциация Я и не-Я.

2. Нормальная симбиотическая фаза. Примерно 1-6 мес.
Ребенок становится более активным. Телесный контакт с мамой (или другим ухаживающим взрослым) начинает давать понимание того, что "внутри" и "снаружи" - внутренние ощущения воспринимаются совсем по-другому, чем внешние. Тактильный контакт для ребенка как правило очень приятен, он начинает фокусировать внимание на поверхности кожи, начинает ощущать свои границы (буквально, моя кожа - это есть границы моего Я).

(Отступление: в современной медицине все больше распространяется тенденция объяснения генеза некоторых кожных заболеваний этим периодом в жизни младенца. Нарушения (недостаток или избыточность) тактильного контакта приводят к болезням кожи - как такому раннему, архаическому нарушению границ маленького человечка, и спутанной дифференциации Я и не-Я).

Наступает понимание, что удовлетворение его потребностей приходит извне.
В это же время ребенок учится ждать - то есть придерживать свои импульсы, направленные на получение удовольствия. Поэтому считается, что умеренная фрустрация (то есть, маме не нужно кидаться мгновенно на крик и сразу исполнять его пожелания) полезна для ребенка, он научается ждать и терпеть.
Психоаналитики говорят, что эта способность ждать - первая ступенька в формировании Эго ребенка.

Экзогенная улыбка - ее называют "первым организатором психики" человека. Хотя это еще не объектная улыбка (младенец улыбается всем подряд), это означает, что другой человек распознается младенцем как хороший, то есть внешний мир для ребенка - хороший и безопасный, что является основой здоровой психики.

Также в этот период начинает формироваться различие между приятными и плохими переживаниями. Это является базой для основной психологической защиты человека - расщепления. (Младенцу она просто необходима для того, чтобы психика смогла переваривать все впечатления; у взрослого человека в норме она трансформируется в более зрелые и адаптивные защиты.)

3. Процесс сепарации-индивидуации.
3.1 Субфаза дифференциации. 6-9 мес.
Ребенок меньше спит, активность направлена вовне - исследование игрушек, матери, внешних объектов, своего тела. Огромный успех имеет игра "ку-ку" :)
Примерно в 8 месяцев наступает так называемый "страх чужака", который называют "вторым организатором психики".
Ребенок наблюдает за матерью, как она реагирует на чужого (для ребенка) человека. Это важный момент потому, что мать начинает определяться ребенком, как объект привязанности (психоаналитики говорят "либединальный объект"). То есть после 8-ми месяцев ребенку уже практически невозможно заменить мать (или того, кто исполняет ее функции) на другого человека, мать становится особенным, специфическим Объектом для ребенка.
Если ребенок теряет лицо матери из виду - он начинает плакать. Часто это происходит, когда его берет на руки "чужой" (например, родственник, который нечасто видится с ребенком). Ребенок воспринимает это так: чужое лицо = потере матери (у ребенка еще нет константности объектов, поэтому потеря из виду = потере). Поэтому "чужому" лучше брать ребенка на руки спиной к себе, чтобы малыш мог смотреть на маму.
В этом же возрасте ребенок начинает простраивать причинно-следственные связи.
Также с обмена взглядами начинается коммуникация.

3.2 Субфаза практики. 9-18 мес.
Ребенок начинает ползать/вставать/ходить - т.е. начинается физическая сепарация. Пространство для ребенка кардинально изменяется, он получает новый опыт, который способствует дальнейшему формированию психики.
Очень важным моментом является здесь новое ощущение своего тела, которое формируется координацией движения. Вписался/не вписался в поворот, достал/не достал игрушку, дошел/не дошел до нужного предмета. Строится новый образ своего тела и новый образ окружающего пространства.
Ребенок в этот период - упоенный исследователь, рот до ушей, настроение прекрасное, нарциссизм зашкаливает - "я могу ходить!!!":)))))
Если до этого периода нарциссизм подкреплялся похвалой матери, то сейчас нарциссизм малыша подпитывается его собственными достижениями.
Вообще, в этот период ребенок меньше сосредоточен на взаимодействии с матерью и больше - на исследовании окружающего пространства. И если у мамы есть собственные проблемы с сепарацией - то тут могут начаться сложности. Мать может не давать ребенку удаляться и насаждать свое взаимодействие, а ребенок - возмущаться и реагировать агрессивно.
Для ребенка это время - еще и опыт неуспеха, опыт собственных ограничений, "я, оказывается, не все могу!". Его желания могут приходить в противоречие с желаниями матери, "мама не хочет того же, чего хочу я" - происходит психологическая сепарация.

Обе сепарации - и физическая, и психологическая - сливаются в знакомой для всех мам картине, когда ребенок убежал от мамы и оглядывается. В этот момент он а) удивляется, что мама не оказалась вдруг рядом (то есть мы с мамой отдельные существа), и б) мама не хочет бежать туда, куда побежал я (мама оказывается имеет свои желания, отдельные от моих).


Далее идет важнейший конфликт репрошман (он же изматывающий и маму и ребенка кризис 2-х лет, когда ребенка раздирают 2-а диаметральных желания - быть рядом с мамой и отделиться от нее); и тоже важная подфаза константности объекта, которая является одной из основ психического благополучия человека.
О них я напишу позже, если это будет интересно :)

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
  Граждане алигаторы, гуру и светочи очень информационных технологий и прочия бандиты с позолоченными травматами, да не отвалятся ваши силуминовые стволы и не опустеют закрома даренных  вискарей :о))   Тут ситуация такая,  некие ...
Дизайнер: Anniken Allis (2014) Размер: ширина 164 см, длина 80 см Плотность вязания: 24 п х 23.5 р = 10 см Вам потребуется: спицы 3.5 мм, 700 м пряжи = 50 г (100% меринос ...
После фотографий знаменитого фотографа захотелось поделиться своими :) В прошлые выходные мы гуляли с детьми моего Федьки, накраповал дождь, но это не помешало нам насладиться прогулкой. И вот несколько фотографий: Моя любимая, хоть и не в фокусе ...
Вот и разгадка тайны японских школьниц: их с детства вербуют. (взял отсюда ) ...
Из дневников Петра Ткалича  «С чего начинается родина?» Не знаю, не помню. Помню только моменты, когда я её начал ненавидеть. А к самой песне появилось отвращение после того, как её исполнил Путин. Ну, он-то родину точно любит. Теперь, после ...