Теодицея
uxus — 24.12.2025
Подразумѣваемое (заголовкомъ, да и вообще): мiръ созданъ
Творцомъ.Столь же очевидно-подразумѣваемое: не просто "видимый мiръ", съ его одномѣрно-однонаправленнымъ временемъ, возможностью необратимаго разрушенiя (развоплощенiя), забвенiя и т. п., но и нѣкое шире понимаемое... ну, скажемъ, "мiрозданiе".
Менѣе очевидное (но принимаемое авторомъ и упрощающее дальнѣйшее изложенiе): вмѣшательство Творца въ дѣла мiрозданiя (включая "видимый мiръ") никогда не прекращалось и продолжается. Называть ли это продолженiемъ творенiя — вопросъ, въ данный моментъ не кажущiйся мнѣ важнымъ.
И люди, въ принципѣ, созданы какъ потенцiальные участники этого процесса.
Участвовать можно на разныхъ уровняхъ, и дальше рѣчь пойдётъ о такихъ, куда человѣкъ, по-видимому, не можетъ попасть безъ помощи свыше (послѣ грѣхопаденiя, насколько можно судить, — точно не можетъ; а сознаётъ ли онъ наличiе такой помощи — другой вопросъ). Но эти уровни есть и сами по себѣ.
А) И вотъ есть такой уровень, гдѣ надо очень аккуратно формулировать свои желанiя. Въ частности, избѣгать негативныхъ формулировокъ. Грубо говоря, если пожелать "пусть у меня не болитъ палецъ", то можно остаться безъ руки (или выпасть въ какое-нибудь ещё болѣе плачевное состоянiе). Во исполненiе желанiя.
Это не проявленiе какого-нибудь мiрового садизма. Это плата за свободу. Тривiальная мысль — за свободу платятъ, въ томъ числѣ, отвѣтственностью. Уровень свободы, на которомъ возможно соучастiе въ творенiи, — таковъ.
Это, кажется, достаточно простая мысль. Можно сказать, почти безоцѣночная. Техническая. И она мнѣ дальше понадобится какъ опора для нѣкоторой аналогiи.
(И да, я отдаю себѣ отчётъ въ томъ, что сформулировалъ нѣкое требованiе негативно. Это существенный недостатокъ моего разсужденiя — и того, которое послѣдуетъ, тоже.)
Б) А вотъ — въ какомъ-то смыслѣ похожая вещь, тоже про уровень.
Есть возможность такого ракурса взгляда на мiрозданiе, съ котораго проблема теодицеи рѣшена. Радикально до такой степени, что понятно — ея, собственно, никогда и не было. Причёмъ — изъ того, условно говоря, пространства, гдѣ оно такъ, можно дѣйствовать.
Всё просто: у зла, съ этого ракурса, не бываетъ необратимыхъ послѣдствiй (а у добра онѣ есть). Тутъ можно пойти въ подробности — почему именно этого момента достаточно для теодицеи (а попытка, напримѣръ, сдѣлать такъ, чтобы зло было невозможно въ принципѣ, или его послѣдствiя не сохранялись даже, условно, "въ мiровой памяти", — привела бы не въ лучшее, а въ существенно худшее мiрозданiе), но это я, пожалуй, оставлю читателямъ. Это тоже своего рода уровень свободы, власти надъ творенiемъ; тамъ, по-видимому, иныя возможности взаимодѣйствiя со временемъ (и съ привычнымъ одномѣрнымъ, и съ прочими временеподобными варiантами каузальной связности).
И дальше — моментъ сходства (аналогiя) съ предыдущимъ разсужденiемъ ("про палецъ").
На этомъ уровнѣ нельзя оказаться (и даже помыслить его существованiе непросто), если сохраняется (въ мышленiи — или, скорѣе, въ планѣ вѣры) интенцiя — Творца судить (осуждать, обвинять). Свою способность (и склонность) такого рода требуется умѣть гарантированно отключать. Можетъ быть, и способность (склонность) осуждать кого-либо вообще (во всякомъ случаѣ, такъ, вродѣ бы, надёжнѣе).
Опять же — на это можно смотрѣть чисто технически. Поставилъ себя въ позицiю судящаго — попалъ въ пространство, гдѣ зло сущностно, ибо допущено его наличiе въ самомъ Творцѣ. Что жъ, тамъ придётся и остаться, во исполненiе принципа "по вѣрѣ вашей да будетъ вамъ" (и т. п., про горчичное зерно и пр.; можетъ, кто и поможетъ выбраться — если очень убѣдительно попросить...). Это тоже такой уровень свободы — и отвѣтственности. Про вѣру.
В) Такъ и что же съ негативностью сформулированныхъ выше утвержденiй?
Да, тутъ приведено не описанiе "уровней", о которыхъ рѣчь. И не описанiе пути къ нимъ. Для этого пришлось бы многое формулировать позитивно. Говорить о любви, долженствованiи, благодарности, безкорыстiи, смиренномудрiи, благоговенiи, милосердiи. О вѣрѣ. О накопленiи соотвѣтствующихъ качествъ и способностей. О томъ, гдѣ и какъ искать помощи свыше (безъ которой, какъ уже сказано, такiе уровни недостижимы), и какъ её принимать. И съ этимъ всѣмъ есть, такъ сказать, бiографическое затрудненiе: я не умѣю. Я успѣлъ, напримѣръ, повзрослѣть въ обществѣ, гдѣ господствовала крайне циничная и мрачная идеологiя (извините, если для васъ такой взглядъ на неё непривыченъ). Для развитiя критическаго мышленiя и скепсиса — прекрасныя условiя; для всего остального — не очень. И можно ещё сказать, что это (до сихъ поръ) проблема языка, на которомъ я пишу — и думаю. На которомъ всѣ мы, коллективно, до сихъ поръ думаемъ (поскольку другого общаго языка мы не создали).
И обращаюсь я, въ общемъ, къ себѣ подобнымъ. Что-нибудь позитивно-возвышенное, какъ мнѣ представляется, они восприняли бы безъ восторга. А вотъ чисто формальныя замѣчанiя, такъ сказать, по техникѣ безопасности — можетъ быть, въ памяти у кого-нибудь и останутся.
Это было ещё одно такого рода техническое замѣчанiе, которое есть смыслъ имѣть въ виду отдѣльно.
Спасибо всѣмъ, кто дочиталъ этотъ текстъ до конца. Живите хорошо.
|
|
</> |
Корпоративное обучение персонала: тренды и лучшие практики московского рынка
Снежный друг
Случайно
Набор-юный скинхэд
Жертва и приношение
Германия 30-х гг. ХХ века на снимках Пауля Вольффа
Фарфоровый Гарри Поттер
Карикатуры Mad'a. История революции в возгласах (1929)
Кто в семье хозяин?

