"Тени забытых предков" , балет (Украина, Львовская национальная опера, 2024)


В спектакле задействован хор, в музыку вплетены элементы народной музыки. Иван Поднебесный не избежал тяги современных композиторов к тревожности и нагнетанию эмоций, хотя есть и светлые мотивы, сопровождающие дуэт главных героев - Марички и Ивана. Хор как бы олицетворяет лесных птиц, следящих за событиями в селе. Неприятно удивил микрофон на сопрано, оперный театр предполагает живое пение.
Наибольшие эмоции вызвал первый акт, рассказывающий о краткой и сильной любви пары из гуцульского села. Семьи Марички и Ивана враждовали, что не помешало детям найти общий язык. Дружба переросла во влюбленность. Пара предвкушает свадьбу, но все парни должны отправиться на пастбище. Однажды Ивану снится зловещий сон, где темное существо Чугайстер угрожает ему. В это время разбиваются мечты Марички о семейном счастье и желанном материнстве, силы урагана и воды уносят ее. Одна из самых красивых сцен в спектакле - борьба девушки с подбрасывающими и швыряющими ее из стороны в сторону стихиями. Ивану остается только оплакать возлюбленную.
Особо следует отметить юных исполнителей Марию Мельник и Роберта Матвеева, танцевавших героев в детстве. Ребята освоили сложный язык неоклассики и справились с непростой поддержкой. От исполнителей главных партий Анастасии Бондарь и Артема Марусенко потребовалась физическая сила, хореограф усложнил партии. В спектакле важна эмоциональная составляющая, заставляющая зрителя проникнуться судьбой героев.

Первый акт проходит под знаком любви, а вот второй наполнен неприкрытым грубым эротизмом. Сюжет начинает пробуксовывать. Через 6 лет Иван женится на Палагне (Марьяна Грес), бойкой яркой девушке. Проблема возникает из-за того, что хореограф не продумал мотивацию героев. На свадьбе Иван пригорюнился и не проявляет эмоций, невеста не может его растормошить. Спрашивается, зачем тогда люди решились на брак? Жених страдает по Маричке, темпераментная Палагна нуждается в энергичном любвеобильном мужчине.
Палагна изменяет мужу с нечистой силой Чугайстером (Александр Омельченко). Авторы изрядно изменили персонажа повести. Чугайстер - сугубо закарпатское мифологическое существо, любящее петь и танцевать. В балете он стал воплощением зла, в сговоре с Палагной губящим Ивана. Во втором акте кордебалет изображает оргию, а дуэты наполнены животной страстью. Хореограф к концу выдохся, вся эротика однообразно и быстро приедается.
Чугайстер в мифологии.
Уровень исполнителей приличный, работа композитора и хореографа приемлема, чего нельзя сказать о работах художников, подпортивших спектакль. Декорации выполнены в желтовато-серо-зеленом цвете и напоминают стиль Симона Вирсаладзе. Художник по костюмам Наталья Мищенко с задачей не справилась. Анастасии Бондарь периодически мешает подол платья, прилипающий к ногам. Чугайстера облачили в черное и просвечивающую футболку. Хор обряжен в странные постмодернистские костюмы. Иван все действие в одном и том же, ничто в его облике не говорит о пережитом потрясении.
В целом, "Тени забытых предков" в Львовском театре - попытка соединить гуцульские мотивы и современный танец. К сожалению, балет на музыку Кирейко в сети есть в неважном качестве, любопытно было сравнить подходы.
Фотографии взяты с официального сайта театра.
|
</> |