Тема вагонетки раскрыта
vadim_proskurin — 02.11.2018 Полвека назад была впервые сформулирована классическая задача прикладной этики, так называемая проблема вагонетки. В общем случае она формулируется так: по рельсам едет вагонетка и если ничего не делать, то она убьет X, а если дернуть рычаг и перевести стрелку, то она убьет Y. Дернете ли вы рычаг при заданных X и Y?Недавно в журнале Nature опубликована статья, авторы которой систематизировали то, как эту задачу решают 2.3 миллиона людей из разных стран. Обобщенное решение для сферического человека в вакууме выглядит так, факторы перечислены в порядке убывания значимости:
- лучше убивать животных, чем людей;
- лучше убивать мало людей, чем много;
- лучше убивать стариков, чем детей;
- лучше убивать нарушителей правил, чем приличных людей;
- лучше убивать низкостатусных людей, чем высокостатусных;
- лучше убивать уродливых людей, чем симпатичных;
- лучше убивать мужчин, чем женщин;
- лучше убивать водителей и пассажиров, чем пешеходов;
- лучше убивать бездействием, чем действием.
Самое интересное в проведенном исследовании - что при кластеризации результатов по географическому признаку обнаружились три кластера, т.е. в разных странах доминируют три существенно различных представления о том, как решать данную задачу:
В самом большом кластере, в который входит в том числе и Россия, люди достоверно чаще, чем в других кластерах, предпочитают ничего не делать вне зависимости от обстоятельств: кому суждено умереть, тот пусть умрет. В Китае, Индии и исламских странах люди достоверно чаще выступают в роли судьи, карая виновника катастрофы. А в Латинской Америке, Франции и Турции люди достоверно чаще предпочитают спасать молодых красивых женщин. Такие дела.
|
</> |