Тема бюста раскрыта
alwdis — 29.08.2022 про образ Бабы Яги с огромными грудями .В русских сказках она с описанием «титьки через спину» фигурирует очень мало где. Но в мировой мифологии этот образ хорошо известен. . Кто читал мою книгу «Введение в мифологию», помнит этот прекрасный образ по типу русалки-полудницы. И я всегда с упоением рассказываю, как нам ее описывал Никита Ильич Толстой. У нее, говорил он, такой большой бюст, что, когда она бежит по полю, она свою бюст закидывает за спину. Так это звучало из уст академика Толстого. «Титьки через спину» или «титьки через грядку» — это в русской сказке. В образе Яги это периферийный мотив, и скорее всего он в сказку проник именно из смежных фольклорных жанров.
Яга иногда, но очень редко выступает родственницей героя. Есть у Проппа маленький раздел «Яга-теща». Но в мировой мифологии такой образ очень много где присутствует. Особенно в мифологии Северного Кавказа, где бюст сюжетно функционален. Сюжет с такими великаншами всегда одинаков. Великанша — мать врага героя. Герой убегает от врага, и убегает ни не куда-нибудь, а в дом его матери. Поскольку у нее грудь закинута за спину, он к ней подбегает, приникает ртом к соску, выпивает каплю ее молока и становится ее молочным сыном. И она уже не может после этого его съесть, она укрывает его, и помогает, еще и прячет от своего сына. И когда великан спрашивает: «Не пробегал ли здесь герой такой-то», отвечает «Нет-нет, вообще не было. А дух его тебе почудился». Этот сюжет в северокавказских сказаниях присутствует с завидной регулярностью.
Кто, как я, любит Карла Гоцци, тот помнит у него в одной из пьес такую кухарку с огромной грудью, хоть она ее и не забрасывает за спину, но подметает ею пол, потому что у нее нет веника. И когда ей этот веник дарят, она встает на сторону героев. Этот мотив с гипертрофированной грудью много где встречается, но для Яги, еще раз повторю, он периферийный. Этот образ связан с материнством: как вы прекрасно понимаете, ничего сексуального в такой вислой груди нет.
Эта гиперженственность в виде груди для Яги излишня, она не функциональна, в отличие от сюжетов Северного Кавказа. Скорее всего, у Яги она именно от русалок-полудниц. Тема «русалка и дети» - огромная, и о ней не будет речи в этой саге, именно потому, что материала слишком много. Только пару примеров приведу: русалка кормит грудью ребенка жницы, а еще она может зашибить «своей железной титькой» ребенка, который весной пришел в огород. В связи с этим описание Яги «титьки через грядку» становится понятнее, потому что иначе – ну через какую грядку ее грудь?! Где в ее избушке - грядки?! Изнакурнож с приусадебным участком?! Так что наша Яга косплеит русалку, но не ту, что с хвостом, а ту, что с бюстом. Бюстом через грядку, да-да.
--------
Из моей будущей книги "Исторические плоды волшебной сказки", построчный комментарий к Проппу.
Издание вот этого курса лекций: http://mith.ru/alb/lectory.htm#COML9
|
</> |