Тем, кто готовит проповедь на Торжество Православия

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ>
Византиец, прибывший в Италию на Ферраро-Флорентийский собор так описал правила православного поведения в инославном храме:
«Патриарх попросил у папы большой храм в одном из монастырей, чтобы там совершать праздники. Большинству из нас это не показалось хорошим делом, а более всего – духовнику кир Георгию. Он весьма возмущался и порицал такое дело, и отстранялся от принимающих его, как от совершающих раньше времени единство с латинянами. Среди многих других вещей, показывавших, что он не принимает мнения латинян, он перед лицом Патриарха, архиереев и всех нас говорил, что «Когда я вхожу в латинский храм, то не поклоняюсь никому из тамошних святых. Поскольку не признаю их. Одного Христа признаю, но и Ему не поклоняюсь, поскольку не знаю, как подписано. Но я творю [знамение] креста моего и поклоняюсь. Итак, кресту, который я творю, ему поклоняюсь, но ничему другому из всего, что там вижу» (Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе 4,46).
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/vospominanija-o-ferraro-florentijskom-sobore-1438-1349/
Тут важно упоминание о роли имени в иконе: если ты не можешь произнести имя того, к кому обращаешься в молитве, то молитва невозможна. А картина без молитвы перед ней и благодаря ей (т.е.благодаря узнанному на ней лику и имени), это просто картина, но не икона. Об этом учение преп. Феодора Студита: только имя и есть то общее, что есть между образом и первообразом. То есть именно узнавание молящимся и произнесение им вокатива (имени) и встраивает картину в мир собственно религии-связи и тем освящает ее.
***
С этой цитатой есть две аберрации:
1. о. Николай Озолин из нее (и не приводя ее) вывел, будто «Не зря попавшие на Унию во Флоренцию византийцы велегласно ужасались откровенному несторианство латинской "зоографии' и наотрез отказывались иконно почитать ее" (Николай Озолин: Об описуемой неописуемости, или о двух природных образах в единой ипостаси Спасителя// Православная иконология- основы и перспективы. СПб., 2005)
Едко, но смешно: греческое «зоография» переводится хорошо известным словом «живопись».
2 . Справедливо критикующая о. Николая М. Шахбазян приписывает эти слова будущему патриарху-униату Григорию Мамме (Шахбазян М.А., Шахбазян К.Г. Образ Христа: первообраз как предмет изображения в иконопочитании (на материале текстов представителей парижской богословской школы) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. Том.13 № 6. с. 76).
|
</> |