
Театр: Caligula/ Düsseldorfer Schauspielhaus

Сейчас страшное скажу. Каминг аут почище набившего оскомину признания, что терпеть не могу Мастера вместе с его Маргаритой.
Вот что вам приходит в первую очередь на ум при упоминании Калигулы? Только честно... Ну мне тоже , да . Тинто Брасс, 1979 год. Мальком МакДауэлл ( а молодые его скорее всего знают по „Моцарту в джунглях»:)).
При этом я , разумеется, читала небольшую пьесу Альбера Камю. Лет 25 назад. Но фильм, профинансированный Бобом Гуччоне, издателем «Пентхауса», помню несоизмеримо лучше ( кстати, вы знаете, что фактически Гуччоне, а не Брасс снимал фильм?) .
Поэтому собираясь в театр, я таки перечитала пьесу Камю. Дочитывала сегодня ранним утром.
Чтобы не ассоциировать Калигулу с не самым талантливым порно. Чтобы вспомнить про «Люди умирают и они несчастны» , «Нельзя все разрушить, не разрушив себя». И про то , что как невозможно достичь луны, так нельзя достичь и абсолюта.

Мы с опаской шли на «Калигулу». Потому что у нас на сцене способны соорудить групповуху из колобка, мышки, бабки и репки -был бы повод. А тут Калигула...
А оказалось великолепно! И секс, и насилие, и безумие - все есть, но ничего нет. Все намеками, пунктиром , символами. Действие начинается на огромном надувном матрасе - кровати, вокруг которого носятся, на котором скачут и кувыркаются патриции. Читаемая символика? -Вполне. Но никакой пошлости.
А вот то, что хотел сказать Камю - о том, во что превращается индивид, наделённый абсолютной властью, о том, что невозможно изменить существующее течение жизни, о том, что абсолютная власть влечёт за собой столь же абсолютное одиночество - великолепно отыграно и достоверно до последней запятой.
Кстати, сам Камю в своих записках писал, что декорации пьесы не имеют большого значения , главное - чтобы это не был «римский стиль». Ибо вся история Калигулы -это аллегория, история бунта против своего же народа и осознания того, что нельзя быть от этого народа свободным.
Здесь декорации очень спокойные , они не отвлекают от самой фигуры -фигуры тирана, мыслителя и глубоко несчастного человека. Молодой актёр André Kaczmarczyk в роли кровавого императора настолько органичен , что хочется по окончании вернуть его назад в наш мир из залитого кровью Рима...
Очень!
|
</> |
