Тайны «Тайной вечери» Леонардо да Винчи
learnoff — 29.04.2021Истинно великие произведения искусства можно бесконечно созерцать и бесконечно описывать. От этого они не теряют очарования, но могут утратить свое предназначение. Поиски все новых — тайных и явных — смыслов уводят исследователей от первоисточника тем дальше, чем больше проходит времени с момента его создания и чем соблазнительнее конъюнктурная подоплека его тщательного изучения.
Так произошло и с фреской «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая не нуждается в дополнительном представлении...
Леонардо да Винчи: гений незавершенности
Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ?
Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.
Художничество в те годы тоже было ремеслом — не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.
Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами.
Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.
Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи: от замысла к созданию
Леонардо заинтересовала новая загадка. Он решил досконально исследовать закономерности воздушной перспективы, согласно которым чем дальше находится предмет, тем неразличимее становится его истинный цвет.
Как и прежде, эту загадку Леонардо загадала сама природа. Художник создает серию набросков и несколько картин, на которых впервые появляется сфумато — легкая дымка, нечеткость контуров, мягкая тень, ставшая вскоре характерной чертой его живописных работ.
Волновали Леонардо и вопросы организации пространства на полотне — линейная перспектива, и проблема «золотого сечения». Именно тогда (в 1490 г.) появился знаменитый рисунок «Витрувианский человек», представляющий точные расчеты пропорций тела.
Но возможность перейти от теории к практике по трем направлениям сразу представилась лишь в 1494 году.
Именно эту дату большинство исследователей называют в качестве исходной: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, существовавшая до той поры лишь в воображении художника, начала обретать свои очертания на монастырской стене.
История создания: штрихи к портрету заказчика
Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца (он же Лодовико Моро («Мавр») — личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца — и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.
Личным другом герцога Миланского был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца — церковь при монастыре.
По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.
Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними — по католической традиции — распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом — Христос и апостолы — та самая фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?
Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.
Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 году, уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.
К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента.
Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи: сотворение шедевра
Размер фрески — 880×460 см.
Работа продолжалась вплоть до 1498 года. Пытаясь сделать фигуры объемнее, а, значит, естественнее, Леонардо, увлеченный идеей передачи принципов воздушной перспективы на статической поверхности, расписывает трапезную не темперой по сырой штукатурке, как это было принято, а масляными красками по обычной, сухой.
Но это не более чем эксперимент, пусть и щедро оплачиваемый. Сюжет при этом для художника вторичен. Главное — воссоздать гармоничное пространство при помощи точных расчетов. «Поверить алгеброй гармонию», как напишет уже другой гений несколько сот лет спустя.
По легенде, приор монастыря Санта-Мария-делле-Грацие постоянно подгонял Леонардо, который в отместку придал чертам Иуды Искариота сходство с настоятелем.
Не исключено, что это всего лишь легенда: доминиканцы (а монастырь был именно доминиканским) славились своими художниками и знали цену этому труду — как в материальном, так и во временном отношении.
Тайная вечеря Леонардо да Винчи: победа и поражение гения
Эксперимент удался Леонардо лишь частично: масляные краски ему вскоре пришлось подправлять той же темперой. Однако палитра оттенков, делающая фигуры Спасителя и его учеников максимально естественными на небольшом отдалении, благодаря гению мастера, осталась неизменной.
Но более всего современников художника поразила иллюзия огромного пространства позади сидящих за столом, которая невольно переносилась на пространство реальное, вбирая в себя его черты и заставляя наблюдателей чувствовать себя буквально внутри фрески.
Сила воздействия этой работы на зрителя такова, что до сих пор даже серьезные исследователи, изучая ее, не принимают во внимание то, что лежит буквально на поверхности, и углубляются в символику и сюжетность.
Тайная вечеря: сюжет и композиция
Сюжет Тайной вечери Христа с учениками был одним из самых популярных в средние века и Эпоху Возрождения.
По обычаю, ее изображение иллюстрировало либо таинство Евхаристии (Святого Причастия, превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову), либо одновременно сразу 2 эпизода: слова Иисуса о том, что один из его учеников предаст Его, и причащение учеников.
Эти эпизоды вызывали наиболее острые теологические споры на протяжении средних веков, тем более что при сопоставлении текстов Евангелий было неясно, присутствовал ли Иуда при этом таинстве или нет.
Именно поэтому (и, конечно, из-за предательства) его фигура зрительно дистанцировалась от всех остальных фигур. Иуда мог сидеть по другую сторону длинного стола, над его головой мог быть черный, а не золотой нимб, либо он вовсе был без нимба, а его одежды контрастировали с одеждами Спасителя и Апостолов.
Леонардо был первым художником, изобразившим Иуду вместе со всеми остальными учениками Христа, хотя ранние эскизы свидетельствуют, что первоначально он не собирался нарушать традиционные композиционные принципы.
Однако впоследствии все-таки отказался от этого замысла, пожелав создать изображение в соответствии с пропорциями «золотого сечения», то есть так, как воспринимает зримое человеческий глаз.
В центре композиции фрески Леонардо — фигура Христа, будто залитая светом из центрального окна и своей формой напоминающая устремленный ввысь треугольник – символ Святой Троицы. За окнами — пейзаж, в котором угадывается ландшафт местности близ озера Комо, что в 40 км от Милана.
Апостолы размещены группами по трое, но, помимо фигуры Иисуса, над головой которого сходятся все линии перспективы, взор зрителя мимолетно скользит по очертаниям еще одного треугольника, где и проходит золотое сечение — между Спасителем и Иоанном — и также устремляется ввысь, только потом останавливаясь на сидящих слева от Христа.
«… и один из вас предаст Меня»
Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции, согласно которой предавший Христа не должен был встречаться взглядом со зрителем.
Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины).
Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание («… рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. На зрителей они тоже не смотрят, и это лишний раз подчеркивает: вечеря и в самом деле тайная, скрытая от чужих глаз.
Не отступает Леонардо и от другой традиции — одновременного изображения 2-х последовательных эпизодов, объединенных в 1 сцене. Причащение иллюстрируется почти буквально: правая рука Христа протянута к хлебу, из запястья левой тугой струей бьет кровь. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены.
Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (!) реакцию на внезапное появление раны. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия.
Мастерски изобразив и изумление, и негодование, Леонардо, в отличие от более ранних художников, действительно сумел объединить 2 эпизода в одной сцене Тайной вечери.
В какой-то степени художнику при помощи изобразительного искусства удалось разрешить и застарелый теологический спор о присутствии / отсутствии Иуды при таинстве.
Но есть на фреске еще один элемент, усиливающий незаметно для современного зрителя общее впечатление от полотна, как от проникнутого истинной религиозностью произведения.
Рыба на столе — это еще один евхаристический символ, отсылающий зрителя к 3-му (снова цифра 3) эпизоду о насыщении народа в пустыне хлебами и рыбами, а также раннехристианский сакральный знак Иисуса и веры в Спасителя.
Хотя ошеломляющий эффект «Тайной вечери» — всего лишь результат огромной работы ума и холодного расчета, своеобразное уравнение, основанное, тем не менее, на строгих природных законах, которым Леонардо следовал всю свою жизнь. Всего лишь? Ответ на этот вопрос каждый должен найти для себя сам.
Автор: редактор проекта Learnoff Александра Натальчук
Впервые опубликовано:
Тайная вечеря Леонардо да Винчи: нельзя пропустить
Тайны картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Познакомиться поближе с Blogoitaliano.com вы сможете:
В Фейсбуке
На Youtube (роскошные
видеопутеводители!!!)
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт