«Тайная жизнь» — фильм о святом, который отказался воевать и победил Третий Рейх
okkomovies — 26.07.2020В онлайн-кинотеатре Okko появилась «Тайная жизнь», фильм режиссера Терренса Малика, одна из лучших картин 2019 года, участница основного конкурса Каннского фестиваля, где получила приз от экуменического (христианского) жюри. Кинокритик и блогер Okko Егор Беликов — о том, что эта картина значит и что за уникальные ощущения она может подарить внимательному зрителю. 18+
Терренс Малик — один из известнейших режиссеров в закрытом, по большей части, от посторонних глаз фестивальном мире. И даже внутри этого мира почти никто не может сказать, что хорошо знаком с данным лауреатом «Золотой пальмовой ветви» — это тотальный затворник, который сознательно оградился от всего мирского, как монах в пещере, на личном ранчо. После картины «Дни жатвы», вышедшей в 1978 году, он пропал из виду почти на 20 лет — целую жизнь. За те годы в мире рушились империи, а люди, рожденные в начале рабочего перерыва режиссера, успели повзрослеть. Терренс вернулся с шедевральной«Тонкой красной линией», так и не объяснив, что послужило причиной внезапной изоляции. Малик вообще никогда не разглагольствовал о том, что и почему он делает, пишет или снимает. Интервью он не дает, фотографий с ним немного. Даже на каннскую премьеру «Древа жизни»он не явился, и главную награду фестиваля лично не получил, хотя большей почести в киномире нельзя и представить. «Оскар» — и тот помельче.
Согласитесь, такому загадочному явлению, как Малик, сразу хочется найти какое-нибудь объяснение — хотя бы просто для себя. Откуда и куда он идет, настолько преисполненный в своем познании? Что он скрывает? И о чем вообще снимает?
«Тайная жизнь» дает самые внятные ответы на эти вопросы, хотя это кино еще и поразительно поэтичное, вовсе не болтливое, лаконичное, визуально экспрессивное. При этом, в отличие от других поздних маликовских картин (воздушно-лиричного «Древа жизни» или совсем оторванного от реальности, космического во всех смыслах «Путешествия времени») в «Тайной жизни» есть сюжет. При этом он основан на реальных событиях, то есть у него есть крепкая почва под ногами. Фильм рассказывает историю австрийца Франца Егерштеттера, ныне канонизированного католической церковью.
Егерштеттер (в фильме его играет Аугуст Диль, у него, например, была роль в «Бесславных ублюдках» Тарантино), как и Малик — отказник. Фермер и семьянин, отец трех дочерей жил своей маленькой жизнью, пока сама история XX века не постучалась ему в дверь. В 1943 году Франца призвали воевать в гитлеровской армии, а тот попросту не стал приносить присягу фюреру. Да и вообще воевать отказался, сославшись на религиозное табу. Акт скромнейшего неповиновения застопорил беспощадную мобилизационную машину. Офицеры попросту не знали, что с ним делать.
Излишним упрощением было бы полагать, что режиссер-монах Малик сравнивает себя с католическим великомучеником Егерштеттером. Автор картины пытается разобраться, каким образом один простой селянин из горной деревушки Санкт-Радегунд нашел в себе смелость ответить силе зла, что оккупировала весь континент.
Фильм начинается именно там, в горах, в открыточных видах, снятых во всю ширину, вдохновенно — так, что можно почти почувствовать свежесть альпийских лугов, о которой мы только слышали в телерекламе. Вообще кино Малика дает поразительное ощущение, которое навряд ли можно получить от фильмов какого-либо другого режиссера, — что мир, при всех его несовершенствах и несправедливостях, устроен как-то очень правильно и потому красиво. В картинах Малика можно, как в анекдоте, бесконечно наблюдать за тем, как горит огонь, течет вода, а зеленые деревья растут навстречу голубым небесам. Сразу становится понятно, что эта жизненная красота и природная чистота с детства настроили Егерштеттера против наносной политической тирании. Удивительно, что и пасторальные виды природы, и семейные сцены Малику до сих пор удается снимать не пошло и не банально. Сверхдлинные пролеты камеры и тончайший монтажный рисунок превращают внушительное трехчасовое полотно в стройную киносимфонию.
А еще в горах ближе к Богу, которому оттуда лучше слышно молитвы. Линия христианской веры, всепрощения, мученичества — ключевая в «Тайной жизни». Важно, что Малик вовсе не выставляет Франца фанатиком, ищущим смерти. В тюрьме герой бесконечно возвращается в мыслях и письмах к семье, к родному краю (закадровые голоса — один из важнейших элементов режиссуры Малика) — его многое удерживает на бренной земле. Но он не может поступить иначе, в непротивлении злу злом и состоит его сущность как человека. Более того, Егерштеттер пусть и обращается в молитвах к Богу, но до последнего дня не требует никаких всевышних ответов на земные вопросы о жизни, смерти и предназначении. В этой скромности верующего Малик видит святость и трагедию мирского существования.
Очевидно, что тайная жизнь самого Малика объясняется так же, как уединенность счастья Егерштеттера. К старости режиссер, который в своих фильмах запечатлевал действительность во всей ее первобытной и буйной красоте, обрел ее наедине с семьей и поэтому отказался от всех фестивальных почестей. Впрочем, скромный гений Малик всё же не ушел в себя и продолжает работать. Он уже частично снял новый фильм «Последняя планета», тоже о высших материях — по мотивам Нового Завета. По сюжету в нем появятся святой Петр, Иисус и сам Сатана во плоти — вот в их диалогах, надо думать, всё тайное станет явным.
Смотрите «Тайную жизнь» и другие фильмы Терренса Малика в Okko по ссылке.
|
</> |