Тайна картин Куинджи


Архип Куинджи — выдающийся русский художник,грек по рождению, выросший воспитанный родственниками , поживший в нищте,рано приученный к тяжелому труду,получивший отказ в обучении от Айвазовского,непринятый в Академию художеств 2 раза,прошедший только благодаря написанной и показанной педагогам «Татарская сакля в Крыму» в третий раз.Куинджи стал художником, который мог передать свет так, что его картины будто светились изнутри. Он был не только великим живописцем, но и загадочной личностью, предпочитавшей уединение.
В его последнем доме в Биржевом переулке сегодня открыт мемориальный музей, где можно увидеть просторную мастерскую с огромными потолками и панорамным окном, через которое и сегодня льётся тот самый волшебный свет, вдохновлявший мастера.
Какова же тайна художника?

Куинджи писал много картин и всех восхищал его стиль, эффект того, что картина не нарисована.«Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал знаменитый преподаватель Академии художеств Павел Чистяков.
Одна из "тайн"такова.
Художник был дружен с лучшим оптиком того времени - Федором Петрушевским. Однажды этот человек решил провести эксперимент и проверить зрение у художников. Участниками были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи.
Репин потом писал
«Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
Спектр оттенков, которые видел Куинджи, гораздо богаче того, что различает среднестатистический человек. Художник различал около 7 тысяч оттенков!
Во -вторых
Куинджи знал оптические законы и это помогало ему показывать свои работы в еще более выгодном свете. Разберём его "тактику" на примере картины «Лунная ночь на Днепре», которая принесла художнику огромную популярность. Для шедевра была отдельная выставка. Освещал картину только свет электрической лампы. Куинджи понимал, что лучи света, попадая на светлые участки, отражаются от них, а с темными происходит обратное действие, — поглощаются. Кроме того, он знал, что от плотных участков свет отражался сильнее, поэтому луна и блик на воде были написаны очень густо. Именно иллюзорная передача освящения позволяла Куинджи как бы "раздвигать" пространство. Ранее этого ни кто не делал.
Рассмотрим картину "Лунная ночь на Днепре,увидев которую великий князь Константин Константинович купил прямо в мастерской

Кроме того
Куинджи работал в лаборатории Дмитрия Ивановича Менделеева. Он был тем ещё экспериментатором: работал с пигментами, чтобы выявить новые эффектные сочетания и изучал краски на основе битума.
Битумные краски становились матовыми при высыхании. Для получения едва уловимого блеска Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру.
Эффект свечения, мерцания и тонкой вибрации лунного отражения достигался известной и тонкой работой: нанесением на серебристую гладь Днепра тонкие темных штрихов.
Объемным пейзаж сделало сочетание теплых и холодных оттенков и, конечно же, перспектива.
|
</> |