Тайна адописных икон


Адописные иконы вообще загадка. Потому что в наше время их никто никогда не видел, однако, известно, что они были.
Эти иконы упоминаются в разных источниках и даже писатель Н. С. Лесков писал о них в повести «Запечатленный ангел» (1872 год), а в 1873 году публиковал небольшую статью «Об адописных иконах».

Так что такое адописные иконы?

Легендарные иконы (известные по легенде), на них под левкасом или окладом есть изображения дьявола или его чертенят.
И к образу святого могли пририсовать рога, и скрыть красочным слоем.
При этом изображения дьявола и чертей присутствуют на канонических православных иконах при изображении сцен ада, Страшного суда и других апокалиптических эпизодов, а также различных чудес.

Об адописных иконах печатали в газетах второй половины XIX века. В них сообщалось только о поздних иконах «дешёвого и неискусного письма».
И на рубеже 19-20-го века появилось определение – задурок, соседствующее с понятием этой самой адописной иконы.

Просто иконы с изображением чертей вполне себе соответствующие канону, а выражение адописные придумали холуйские офени - торговцы недорогими расхожими иконами.
«Базарный люд известные плуты, вот и офени придумали способ, как задурить головы крестьянам из отдаленных северных районов.
Двое, к примеру, договорившись меж собой и уточнив направление, выезжали на подводах в дальний путь торговать иконами.
По ярмаркам.

Офени, родоначальники блатного языка «фени», офени народ загадочный, но мы о них позже поговорим.
Первый выезжал чуть раньше, ехал по деревням держа путь к северу, и по пути продавал иконки.
Через день-два заявлялся его напарник, и тоже предлагал иконы.
Крестьяне говорили: да вот, третьего дня закупились уже, больше не требуется.
А покажите ваши иконы, просил плут.
Крестьяне выносили показывали.
Жулик стирал верхний слой краски в нижнем левом уголке иконы с изображением Спасителя или Богородицы, под которой обнаруживалось изображение чертей (они же заранее это проделали), деревенские в крик, остальные давай свои проверять - все с чертями!!
Адописные иконы-то, говорит второй торговец, и предлагает приобрести правильные, а эти дьявольские увезти от деревни куда подальше».

Вот такие чудеса случались ….
Есть легенда про Василия Блаженного – как он разбил камнем дьявольскую харю.
Дело было так:
На Варварских воротах Кремля висела икона Божьей Матери, которую москвичи почитали за чудотворную.
Однажды Василий стал кидать в нее камни.
Разбил стекло, лик иконы, повредил киот.
Вскоре сбежались благочестивые москвичи, и начали лупить Василия. Гнев был столь велик, что Василия чуть не убили.
Однако он успел сказать: «соскребите, ее, соскребите!!!»
Сняли икону с ворот, и увидели, что в тех местах, куда попали камни Василия - отвалилась краска, а под ней проступают рога и лютые глаза дьявола, и черным он написан по красному.
Это была как пишет житие Василия – «дьявольская харя».
Народ поклонялся ей, не подозревая ничего.

Экспонаты музея материальной культуры старообрядцев Забайкалья "Элементы семейской старины" в семейском селе Тарбагатай в Бурятии
Есть разные версии создания таких икон.
Одна – мошенничество, описанное выше.
Еще – чернокнижники, обманным путем заставляя народ поклоняться черту – они верили, что так растет его могущество.
Ну и третья - что такие иконы создавали старообрядцы, которые страсть как не любили так называемое «фряжское письмо».
Они считали его дьявольским, признавали только древнерусскую икону или византийскую, а европейскую презирали и частенько рисовали на грунте черта.
Какая версия верная –до сих пор неизвестно.

Типичный пример иконы «фряжского письма».

Были такие иконы, или нет – неизвестно.
Специалисты продолжают ожесточенно спорить.
Если найдется хотя бы один экземпляр подобного "творчества" — это, безусловно, будет научной сенсацией.
Возможно, они исчезли в середине 60-х XIX в, когда была объявлена массовая охота за такими иконами.
Тогда врывались в крестьянские дома, выносили оттуда иконы и тщательно осматривали. Если видели какую-нибудь трещину или потертость, то образ бросали в костер.
А народ добавлял, что изображения святых на тех иконах «нарисованы адской сажею, взятой из самых челюстей пекла, что стекло тех икон извнутри подкрашено не просто обыкновенною краской, а кровью диавола», — издание "Киевлянин" (орфография сохранена).
|
</> |