Тауроктония и Митраизм (интерпритация образов).
vedaveta — 21.01.2017Продолжение, начало по ссылке Тауроктония и Митраизм..
Главные персонажи Тауроктонии.
Во всех барельефах-фресках основные детали остаются незменны: Митра восседает-стоит на быке, придавливая его левым коленом на область крестца и спины. Бык повёрнут в профиль. В то же время над правым плечом Митры изображён закат Солнца .
Левая рука Митры тянет голову (морду) быка вверх, но никогда не удерживает её, схватив за рога. В правой руке он держит нож или короткий меч погружая его в шею или плечо животного. Митра обычно одет в тунику с длинными рукавами до колен (tunica manicata), закрытые ботинки (campagnus) и штаны до лодыжек (anaxyrides, bracae). Его плащ или хламида, если они существут свободно парят, словно движимые ветром. Иногда Митра изображён голым. Обычно у него на голове фригийский (фракийский) колпак, такой же как у Атиса. Хвост быка иногда заканчивается в виде колосьев пшеницы. Кроме того, кровь из раны иногда изображается в виде колосьев пшеницы или грозди винограда.
По остаткам пигмента, найденного на некоторых фресках, кажется, что нет определенной традиции в отношении цвета . Бык может быть черного, белого, красновато-коричневого или коричневого цвета. А Митра одет в голубую тунику с красным плащом, или наоборот красная туника и синий плащ, или туника с плащём зелёные.
Помимо Митры и Тавра-быка имеются дополнительные элементы и детали в сцене тавроктонии
Собака, змея и скорпион обычно присутствуют в большинстве из сцен тауроктонии. Собака и змея, как правило, тянутся к ране, лакая кровь; а скорпион направлен к генитатиям умирающего быка. Многие барельефы также включают себя птицу, считается что это ворон. Не редко, в сцене также присутствует чаша-потир и лев.
Нередко в сцене тауроктонии также присутствуют две свободно стоящие статуи близнецов, так называемых Cautes и Cautopates, они миниатюрые версии Митры, а в руках у них факелы. Факел Cautes направлен вверх, а факел Cautopates направлен вниз. Как правило, Cautes стоит справа от сцены, в то время как Cautopates слева.
Но иногда их позиции противоположны или в редких случаях они оба расположены на одной стороне сцены. Факелоносцы обычно стоят со скрещенными ногами. В ряде барельефов, куст или дерево также находится в непосредственной близости, от быка, или его может заменять венец вокруг сцены. Иногда этот венец сделан из колосьев.
Этимология имён CAUTES и CAUTOPATES остаётся невыясненной.
Эти имена вероятно древне- иранского происхождения.
*pāta- “protected (by) -защищенный (от)” или *pati- “lord, master (of) -господин, хозяин (для).”
Что касается корня cautes он еще более непонятен. В авестийских источниках есть слово gaoiiaoiti- gau(yau)ti а так же kauta- “маленький, молодой”
В латинском есть слова:
cautes (cōtēs), is f. утёс, скала, тж. подводный камень
caute [cautus]
осторожно, с осторожностью, осмотрительно или с опаской (c.
с надёжной гарантией, с должным обеспечением
cauter ēris m. (греч.) мед. каутер, прожигатель
от греч. καυτερός - острый
καυτός - чрезмерно горячий, раскалённый; жгучий
Но неизвестно связаны ли они с данным корнем.
Зодиакальные созвездия (Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы) и изображения семи «планет» (к которые относят Солнце и Луна ) также могут присутствовать на барельефах и фресках. Барельефы тавроктонии (но не статуэтки) почти всегда включают в себя бюсты Солнца и Луны, то есть соответственно бога Солнца и богини Луны, которые появляются соответственно в левом и правом верхних углах сцены. Более амбициозные культовые изображения включают Солнце с конной квадригой в верхнем левом углу, в то время как справа в повозке с волами восседает Луна. В Рядом с колесницей Солнца иногда изображен Эосфор с поднятым факелом, а повозку Луны сопровождает Геспер, с опущенным факелом. Два юноши напоминают Cautes и Cautopates.
Луна, Солнце и другие пять планет (Сатурн, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера) также иногда представлены в виде звезд на развевающемся плаще Митры. Семь планет- богов иногда символизируют семь алтарей-светильников или реже это антропоморфные формы-бюсты.
Некоторые наиболее детальные барельефы, включают богов-планет по дням недели (справа налево: Понедельник / день 2: Луна, вторник: Марс, среда: Меркурий, четверг: Юпитер, пятница: Венера , суббота / день 7: Сатурн, и Воскресенье / 1-й день: Солнце).
Иногда, бюсты двух или четырех богов ветра также представлены в углах барельефа. Фигуры других богов-защитников (Juno-Геры, Океана, Геркулеса, Вулкана и т.д.) также иногда появляются.
Согласно исследованиям Карла Бернхарда Старка (Karl Bernhard Stark) в 1879 году все элементы Тавроктонии , имеют очевидную астрологическую корреляцию. Созвездия Тельца (Taurus) и Скорпиона (Scorpion) находятся в противоположных точках Зодиака, а между ними в узкой полосе участка неба, имеются созвездия Большо́го и Малого Псов (Canis Major, Canis Minor) , Гидра (Hydra, но не Змей или Дракон), Близнецы (Gemini), Ворон (Corvus), Чаша (Crater), Лев (Leo), и звезда "Спи́ка-шип" (α Vir / Альфа Девы -Spica, Alpha Virginis ).
Название Спика происходит от лат. spīca virginis — колос пшеницы
spica, ae f.
(у злаков) колос
(у других растений) колосовидный кончик или пучок
самая яркая звезда в созвездии Девы
треугольный кирпич или плитка (для кладки в форме колоса)
стрела или дротик
spiceus, a, um [spica] сделанный из колосьев
Карты кликабельные
Все созвездия, расположены так как они появлялись в небе летом в конце первого века.
Луна также ассоциируется с созвездием Тельца так называемая экзальтирующая (самая сильная в знаке планета)
Latin exaltātiō (“elevation”), из exaltō = ex + altus
exalto ex-alto, āvī, ātum, āre
возвышать, возвеличивать
углублять
ex- и ē- приставка обозначает
отделение (ex-eo)
движение вверх (e-rigo)
лишение, освобождение (ef-freno)
изменение качества (ef-femino)
завершение (e-vasto)
усиление (e-gelidus)
alto—, ātum, āre [altus II ] -делать выше, повышать
Зодиакальная символика в сцене вызвала много слухов, вплоть до того что эта сцена изображает некий код на "звездной карте"
Современная интерпритация и трактовка образа возникла после множественных дискуссий астрономов, историков и востоковедов в 1970 году К 2006 году высказаны следующие версии об образе Митры :
Алессандро Bausani [1979]: Митра, как Лев;
Майкл Speidel [1980]: ... как Орион;
Карл-Густав Sandelin [1988]: ... Возничий;
Дэвид Ulansey [1989]: ... Персей;
John David North [1990]: ..., как Бетельгейзе;
Роджер Бек [1994]: ... как Солнце в знаке Льва.
Мария Вайс [1994, 1998]: ... как ночное небо.
Наиболее очевидная интерпретация относится к предварению равноденствий (лат. praecessio aequinoctiorum).
В этой интерпретации, смерть быка символизирует конец эпохи Тельца и начало эпохи Овна. В результате предварения равноденствий эти точки сместились и ныне находятся, соответственно, в созвездиях Рыб и Девы.
Источник Tauroctonía. Tauroctony.
Продолжение с иными версиями интерпритаций образа Tauroctony следует...