Татьяна -
s0no — 19.01.2010Купив электронную книгу, я кинулась наверстывать упущенное за последние годы. Скачала всего и много. Вчера дочитала роман Владимира Сорокина «Роман». До сих пор хожу в растрепанных чувствах. Такое ощущение, что босой ногой наступила на чью-то блевотину.
Для тех, кто эту вещь не читал, кратенько излагаю содержание.
Действие происходит в русской деревне конца 19
века. К тетушке и дядюшке возвращается
из Москвы племянник, отказавшийся от карьеры адвоката и решивший
посвятить себя живописи. Чаепития с гостями и без, походы в
церковь, охота, красоты русской природы – все описывается хорошим
русским языком. Но эта стилизация под Тургенева быстро порождает
ощущение фальши, усиливающейся с каждой страницей.
На протяжении трех четвертей романа практически ничего не
происходит. Переживания главного героя (именно его зовут Роман),
его навязчивая религиозность и размышления о свободе и душевной
чистоте крестьян набивают оскомину очень быстро.
Потом герой влюбляется и назначает свадьбу прямо на следующий день. Лубочные картины праздника с неизменным поросенком с хреном, крестьянскими плясками и дракой усиливают ощущение фальши до предела.
И тут оно начинается. Попрощавшись с гостями, молодые поднимаются наверх в спальню. Вместо того, чтобы броситься друг другу в объятья, выражая свою неземную любовь, о которой назойливо говорится в каждом абзаце на предыдущей сотне страниц, они начинают распаковывать подарки, лежащие в комнате.
Последним из них оказывается топор, завернутый в бархат. Молодая жена звенит деревянным колокольчиком, подаренным ей деревенским юродивым. Роман берет топор и методично убивает всех, кто находится в этот момент в доме – тетушку с дядюшкой, приемного отца жены, гостей, повара, слуг. Потом выходит в деревню и отрубает головы всем ее жителям – батюшке, соседям-помещикам, мужикам, их женам, детям и собакам. Разрубив животы трупам, он вытаскивает кишки и складывает их в церкви. Там же он складывает кирпичи, зачем-то вырубленные из печей в домах жертв. Потом устраивает на алтаре пирамиду из их голов. Потом отрубает голову молодой жене, которая все это время ходит за ним и звонит в колокольчик. Потом он снимает с нее кожу и привязывает ее к своей спине, используя вместо веревки ее же кишки. Потом рубит ее тело на крупные куски. Потом на мелкие. Потом разрубает мелкие куски в кашицу, смешивает ее с собственным калом и съедает.
Конец последнего абзаца книги выглядит так: «Роман пошевелил. Роман качнул. Роман пошевелил. Роман застонал. Роман дернулся. Роман пошевелил. Роман дернулся. Роман застонал. Роман пошевелил. Роман вздрогнул. Роман дернулся. Роман пошевелил. Роман дернулся. Роман умер».
Я понимаю, что трэш уже не вызывает у общества такого отторжения, как раньше. Но у любой субкультуры есть какой-то смысл.
Ломаю голову. Зачем написан этот роман? Зачем его печатают и переводят на другие языки? Зачем его читают?
Помогите мне, френды. Картина если не мира, то современной культуры закачалась перед глазами. Вот-вот рухнет.