Танки КВ-2 у моста через реку Стырь
iam_krasnoyarsk — 31.07.2024 Ув. Сергей Лотарев поделился информацией, за что ему большое спасибо, о том, что недавно на Ebay продавали подборку фотоснимков с информативными подписями, в которой среди прочих были и фотоснимки танков КВ-2 из 41-й танковой дивизии. Соответствующую ветку он также разместил на форуме Немиров-41 (ссылка).В подборке присутствовали фотоснимки танков КВ-2 из района Ковеля, которые на профильной странице сайта учтены под номерами 25 и 31, а также провалившийся под мост танк под номером 114.
В подписи к снимку танка № 114, которую перевел ув. Сергей Лотарев, есть информация о месте потери танка - «Сожженный мост через Случь под Сарнами. Танк слишком поздно поехал через мост и рухнул».
Казалось бы все ясно, но мост этот на картах еще пришлось поискать. Некоторыми из возможных вариантов попробую разобраться ниже.
Причем, как сразу можно заметить, мост очень приметный с характерным изгибом насыпи вдоль течения реки. Ниже привел фрагмент заднего плана исходного фотоснимка из своей коллекции, на котором изгиб насыпи хорошо виден.
Далее собственно снимок танка № 114 из недавно проданной подборки.
И подпись на его заднике.
На картах на реке Случь в окрестностях Сарн более менее подходящий вариант обнаружился в окрестностях села Колки Домбровицкого района Ровенской области бывшей УССР, которое находится примерно в 30 км к северу от Сарн. Причем на самой ходовой польской довоенной карте этот мост почти не виден, иначе бы в ходе попыток привязки танка № 114 на него бы давно вышли.
К сожалению, по спутниковым картам данный вариант проверить сейчас не представляется возможным. Моста на нужном месте в настоящее время нет. Остатки насыпи со снимка из космоса также не видны.
Теперь напомню, что село Колки ранее было упомянуто в документальной повести Николая Сонина "Уходила юность в 41-й..." (Сонин Н.Т. "Уходила юность в 41-й...". Рязань, Московский рабочий. 1985), отрывок из которой был размещен на давно почившем в бозе сайте Мехкорпуса ув. Евгения Дрига, в связи с описанием боевого применения одного из танков КВ из 41-й танковой дивизии.
И как раз снимки танка № 114 на форуме РККА (точную ссылку сейчас не могу поставить, так как почему-то зайти на форум РККА не могу со своего компа; если такая проблема не только у меня, то напишите, пожалуйста, в комментариях) ранее пытались примеривать на этот эпизод.
Далее привожу этот фрагмент:
Местечко Колки. Узенькие улочки, утопающие в зелени огородов и палисадников, песчаные дороги, по которым растянулось цепочкой наше подразделение, следуя к залитой лунным светом реке...
...Утро застает нас в замаскированных окопах, отрытых на высоком косогоре.
И вдруг - что это? Позади немецкой колонны разразилась пулеметная стрельба. Затем один за другим ахнули орудийные выстрелы и разрывы встали около танкеток. Из лесных зарослей показался танк и пошел на сближение с колонной.
- Это ж наш кавэ! - отрываясь от бинокля, произнес комбат. - Действительно стечение обстоятельств. Однако смотреть в оба!
Развернувшись, танкетки открыли ответный огонь по танку, который, убыстряя ход, ринулся на автомашины. С ходу врезался в одну, подмял, двинулся на другую. Спрыгивая с грузовиков, пехотинцы кинулись врассыпную. Танкетки, продолжая стрельбу, поражали своих солдат.
Вокруг поднялась серая завеса пыли и дыма, что, очевидно, спасало наш танк от прямых попаданий, тем более, что немцы стреляли нервозно и беспорядочно. И вот одну из танкеток окутало огнем и дымом, другие повернули к лесу.
Тем временем танк всей своей громадиной выдвинулся из пыльной стены и задним ходом двинулся в нашу сторону.
Григорьев, Ерусланов и я подошли к машине. Из люка высунулся танкист. Снял шлем, осторожно поправил на голове окровавленную повязку. Потом спрыгнул с брони наземь, улыбаясь, поздоровался:
- К своим, кажется, попали. Наконец-то!
Он расстегнул комбинезон. На гимнастерке в петлицах - капитанские "шпалы", на груди ярко-алой эмалью пламенел орден Красного Знамени. Лицо капитана было серым от усталости. Обернувшись к своей машине, позвал:
- Выходи, Дьяченко! Возишься, ремонтируешь? - Вяло ударяя рукой по гусенице, он вздохнул: - Видно, отходилась ходовая часть.
Из танка вылез старшина с замурзаным смуглым лицом. Вытирая тряпкой замасленые руки, сказал:
- Может, еще потянет мотор, товарищ капитан, пока рембазу найдем? Авось теперь у своих! И мост вот кстати.
Затягиваясь самокруткой, капитан стал рассказывать о своих приключениях.
Их танковую дивизию война застала в городке у самой границы. Едва начался первый артобстрел, дивизия выступила в направлении к Ковелю, где ей надлежало развертываться. Но из-за ударов вражеской авиации боевые порядки в движении нарушились. Их КВ серьезно повредило взрывом авиабомбы: заклинило башню. Встречаясь на пути с противником, пришлось больше действовать пулеметами, а когда надо было применить пушечный огонь, они маневрировали с помощью гусениц. Вот наконец выбрались сюда и можно где-то поставить танк на ремонт. Через реку Стоход они переправились, отыскав брод. Думали: как-то посчастливится на Стыри, которая шире и глубже? Но, слава богу, тут мост.
Капитан подошел к мосту, тщательно осмотрел сваи и настил. Старшина Дьяченко тем временем на тихих оборотах выводил танк к переправе, и можно было легко убедиться, как пострадала грозная машина: вмятины на броне, башня в глубких царапинах, в черной копоти.
Водитель выглянул из люка: "Мы прибыли". - "Веди!" - резко ответил капитан. Звучно чавкая грязью и сверкая гусеничными траками, танк въехал на мост. Но едва машина навалилась на настил, мост зашатался. Водитель резко затормозил. Гусеницы закрутились на месте, перемалывая в труху старые доски.
Подскочила санитарная машина с красным крестом на бортах. В старом, видавшем виде плаще, из-под которого выглядывал белый халат в бурых пятнах, вышел из кабины врач. Сутулясь, подошел к капитану:
- Вы очевидно, здесь старший? Мои машины на подходе. Госпиталь эвакуирую. Едва спаслись. Налетели как коршуны. Неужели к ним в руки опять? Очень прошу, товарищ капитан, умоляю, пропустите!
- Дьяченко! Давай задний ход!
Тяжелая машина пятилась к нашему взгорью.
- Боезапас иссяк, горючее на исходе, - шагая по кромке берега, словно сам с собой рассуждал капитан. - Башня как у непутевого гуляки, - набекрень! Не танк, куча железа! Эх...
Он выругался, потом крикнул:
- За мной держи!
Танк попятился на берег, под кручей, которого густым малиновым блеско отсвечивала вода. Мотор вдруг взревел, машина дрогнула, рванулась вперед. Уже на ходу водитель выбрался из люка и прыгнул на землю. А танк, грозно заваливаясь набок, обрушил огромную земляную глыбу и вместе с ней тяжело ухнул в пучину. Высокий фонтан искрящихся брызг долго оседал перед глазами.
Танкисты, сняв шлемы, стояли неподвижно, глядя как внизу шипела и пенилась вода. Капитан глухо вымолвил:
- Не обижайся и прощай, наш друг. Ты свое сделал, а нам еще воевать!
У моста стоял, виновато мигая глазами, врач. Он пропускал свои машины с раненными. Протянул руку подошедшему капитану:
- Сасибо, герой. Узнал, что побитый на поле враг - ваших рук дел. И за это, и за добрую душу спасибо!
Нахлобучив шлем на лоб, чтобы плотнее держалась повязка, капитан молча шагнул на мост. Старшина поспешил за своим командиром.
Здесь следует заметить, что на реке Стырь были свои Колки - городок Колки Луцкого района Волынской области бывшей УССР (примерно 80 км к западу от Сарн). И мост там тоже был, но местность совсем не походит на ту, что была видна на немецких снимках танка № 114.
На карте для наглядности (увеличивается по нажатию) ниже отметил все упомянутые населенные пункты.
Ув. Сергей Лотарев также обратил внимание, что ранее снимки танка под номером 114 проходили в одной подборке со снимками танка КВ-2 под номером 105, на некоторых снимках которого виден указатель с наименованием населенного пункта - Козлиничи.
Сел с таким наименованием на возможном маршруте движения танков КВ-2 из Ковеля до Сарн имеется два.
Село Козлиничи Ковельского района Волынской области находятся недалеко от идущего строго на восток современного шоссе из Ковеля на Сарны. В годы войны никого шоссе там не было, но неисправные танки 41-я танковая дивизия, в том числе по докладу командира 41-й ТД было и пять танков КВ-2, эвакуировала на расположенную восточнее упомянутых Козлинич железнодорожную станцию Маневичи для эвакуации на заводы промышленности для капитального ремонта.
Вторые Козлиничи находятся в Маневичском районе Волынской области бывшей УССР в 20 км к востоку от станции Маневичи. А неподалеку от этого села находится мост через реку Стырь.
И судя по польской карте у этого моста есть насыпь с характерным изгибом вдоль русла.
После войны дорогу в этих местах спрямили, но насыпь вполне себе видна и поныне в Гугл Просмотр Улиц. На заднем плане современного снимка виден очень важный объект критической инфраструктуры бывшей УССР.
Вероятно,танк КВ-2 под номером 114 либо буксировал поврежденный танк КВ-2 под номером 105, возможно, со станции Маневичи или оставшийся на маршруте отхода 41-й танковой дивизии либо его самого тащили на буксире со станции Маневичи или с маршрута. На мосту за Козлиничами что-то пошло не так. И в итоге танк №114 оказался в реке в створе сожженного моста, а танк № 105 оставили недалеко от моста. Возможно также, что мост был уничтожен ранее, а танкисты в ночное время этого не заметили и съехали с насыпи, так как на танке следы горения отсутствуют.
Но возможно также, что события происходили и так, как описано в документальной повести Николая Сонина.
На этом пока всё. Исправления и дополнения приветствуются, а ув. Сергею Лотареву еще раз большое спасибо за подсказки.
|
</> |