Танкер с капучино
olnud — 07.07.2024Дату 6 июля 2024 г. теперь будут вспоминать долго. Накануне все было как обычно: лил очередной дождик, отдыхающие лезли в 18-градусную воду скорее от безысходности. Все как обычно во Владивостоке в первой половине июня. На следующий день появилась какая-то светло-кофейная пена, которая начала сгущаться у берега, достигнув за считанные часы состояния толстого слоя. Пена ничем особым не пахла и не была маслянисто-жирной как при сбросах нефтепродуктов – просто была «противной», но, тем не менее, горожане заговорили о том, что это какой-то сброс. Кто-то пустил удачную шутку о затонувшем танкере с капучино. Роспотребнадзор вяло озвучил версию, что это смыло пыльцу каких-то растений, но позже стало очевидно, что такая трактовка происходящего – полная нелепость. Пена, но менее выраженная, отмечалась по всему заливу Петра Великого, но, тем не менее, нашлись «эксперты», которые начали утверждать, что дело в сбросах сточных вод города в залив. Я немного удивился реакцией ряда весьма уважаемых ученых, которые на эмоциях стали клеймить власти, не дожидаясь выводов экспертов. Мы же ученые-естественники – не гуманитарии… Нам нужны факты.
Наша Татьяна Юрьевна Орлова, научный руководитель лаборатории морской микробиоты, в авральном порядке стала смотреть пробы воды. Виновник всего – одноклеточная динофитовая водоросль Alexandrium pseudogonyaulax, которая в невероятно больших количествах размножилась в заливе, вызвав так называемое цветение вод. Татьяна Юрьевна обмолвилась в СМИ о том, что среди видов рода Alexandrium есть токсичные представители, вырабатывающие сакситоксин – чрезвычайно сильный токсин, имеющий родство с тетродотоксином. Народ ничего не понял из этих терминов, а ученые, поняв, стали предвещать массовую гибель всего живого в заливе.
Alexandrium pseudogonyaulax был описан из Средиземного моря в 1952 г., но в последние 30 лет его начали регистрировать по всему свету. В 2001 г. его нашли в Японском море наши альгологи. Для побережья Европы это один из самых массовых видов александриумов, вызывающий цветение вод. Для него не была отмечена выработка сакситоксина, но он содержит другой токсин - гониодомин А. В заливе Петра Великого этот вид никогда не вызывал цветения и оптимальным для него температурным диапазоном были 20,3–23,7 градусов. И вот вдруг такое… Что же произошло и чем это грозит?
Почему в разных акваториях вдруг происходит цветение вод, толком никто не знает. Несомненно, большую роль играют высокий температурный фон последних десятилетий и загрязнение моря органическими отходами. Но в 2020 г. цветение микроводоросли Karenia selliformis произошло в Авачинском заливе – довольно чистой акватории, что привело к экологической катастрофе https://olnud.livejournal.com/402122.html Массовая гибель объектов марикультуры в 2021 г. произошла на севере Японии по вине той же водоросли. Никто не может предсказать, где «шарахнет» в следующий раз. Вода в заливе Петра Великого еще не достигла 20 градусов, поэтому непонятно, почему тепловодный Alexandrium pseudogonyaulax решил внезапно размножиться. Можно предположить, что длительные дожди смыли в залив много органики, но при этом сильно не опреснив море, что способствовало этому феномену. Поскольку у этой водоросли не регистрировались особо опасные токсины, то массового мора не будет. О влиянии гониодомин А на человека и позвоночных вообще я не нашел сведений – отмечают только, что этот токсин имеет хорошую противогрибковую активность. Есть маленькая вероятность того, что штамм, который размножился, имеет какую-то особую мутацию и способен вырабатывать нечто опасное, но вероятность этого ничтожно мала. Поэтому через несколько дней все должно пройти «без следа». Но это неточно. Моллюски, скорее всего, некоторое время будут содержать накопленные токсины, поэтому их есть не следует.
Однако для меня тревожно то, что на подобные явления первыми реагируют именно ученые, в чьи должностные обязанности это не входит. Безусловно, Роспотребнадзор соберет пробы, отправит их в Москву, выработает рекомендации для населения (я уже сейчас могу их озвучить: «Нельзя…. Нельзя …. Нельзя….»). Но ничего не будет – ни публикаций, не доступных отчетов. Роспотребнадзор – большой «Мадридский двор» с огромным финансированием – никто из простых смертных не знает, что там творится. А ученые на свои «крохи с барского стола» все обработают и опубликуют в международных журналах, что позволит коллегам из Японии, Кореи и Китая ожидать чего-то подобного и у себя. Ожидать – подготовиться к этому вряд ли возможно.