Танк Колобанова и номер 864
iam_krasnoyarsk — 16.12.2024 В предыдущих записях разобрались, что заводской номер М-4864 не может быть заводским номером танка КВ-1, на котором старший лейтенант Зиновий Колобанов пошел в бой 20 августа 1941 года в районе станции Войсковицы. И на основе новой информации из документов 86-го отдельного танкового батальона выдвинута версия, что в этом бою экипаж Колобанова участвовал в экранированном танке КВ-1 с заводским номером М-4812 производства ЛКЗ выпуска начала июля 1941 года.Но при таком раскладе непонятно как же быть с номером 864, который приводится по воспоминаниям Колобанова и Усова как номер танка, в котором они участвовали в бою под Войсковицами. Напомню, что впервые номер 864 - «3. Г. Колобанов, бывший командир танка № 864» - был приведен в статье журналиста В. Благочиннова под названием "Один против армады", которая была опубликована в газете "Комсомольская правда" от 9 мая 1972 года.
На снимке для привлечения внимания мы видим танк КВ-1 с неустановленным пока заводским номером из резервного танкового батальона майора Житнева. Этот танк 12 сентября 1941 года в бою в районе города Красное Село Красносельского района Ленинградской области прорвался вглубь обороны противника и пропал без вести.
Экранированная башня выпуска июля 1941 года этого танка установлена на поздний корпус выпуска уже августа 1941 года, борта и погон башни которого были прикрыты приваренными броневыми листами по два с каждой стороны. Люк в отделении управления также прикрыт броневой планкой, а на надгусеничные полки этого танка уже ставились дополнительные топливные бачки.
Как оказалось, есть вариант, что танк КВ-1 Зиновия Колобанова мог выглядеть примерно также, как и танк на вышеприведенном снимке. И иметь номер 864. Вернее, это был фрагмент номера.
Начну издалека и для начала приведу информацию о номерах, которые наносились на корпус танка КВ производства Ленинградского Кировского завода. Собственно это был заводской номер и номер корпуса (комплект корпус и башня). Их расположение на примере экранированного танка из Паролы хорошо видно на нижеприведенном коллажике на базе трудов ув. участника форума Тигровый угол Игоря Перепелицы aka tankist.
На лобовой детали корпуса танка набит заводской номер танка М-4785 - "Завод полностью изготовил согласно чертежей и технических условий, утвержденных ГАБТУ КА, танк КВ-1 за номером М-4785". В документах по перемещению матчасти 1-й Краснознаменной танковой дивизии этот номер указан как "военный", но это именно заводской номер.
Серия заводских номеров, к которой принадлежали все возможные танки Колобанова, началась в марте 1941 года с номера М-4551 и закончилась в октябре 1941 года номером М-5247. Причем заводские номера танков КВ-2 выпуска 1941 года отличались только буквой перед номер и более никак не выделялись в этой сквозной нумерации.
Второй номер 63641, который нанесен на танке в Пароле на соединительном уголке, это номер корпуса танка. Возможно, этот номер наносился на Ижорском заводе после сборки собственно корпуса и башни танка, но этот момент еще нуждается в уточнении. Первые две цифры этого номера обозначают производственную серию, в которой, возможно, первая цифра указывает на месяц выпуска корпуса, следующая цифра это номер танка в серии от 0 до 9, две последние цифры это год выпуска. На корпус и башню мог быть при этом нанесен разный номер (в Пароле на корпусе номер 63641, а на башне номер 63141 или 63741).
В своих донесениях о перемещении боевых и вспомогательных машин и сложных агрегатов помощник командира 1-й Краснознаменной танковой дивизии военинженер 1 ранга Шлепнин в Автобронетанковое управление Северного (с 26 августа 1941 года - Ленинградского) фронтов, как правило, приводит оба вышеупомянутых номера и номер двигателя. Вот к примеру, как обозначен танк из Паролы танк с номером М-4785 - "номер танка 4785, номер корпуса 63641, номер двигателя 1384-08, 1941 года выпуска, 2 категории".
К сожалению, в других документах технической части 1-й Краснознаменной ТД этот порядок практически не соблюдался, что сейчас в связи с этим имеются известные сложности. Иногда в разных документах по одному танку приводился либо заводской номер либо номер корпуса. И совместить эти номера, не имея сводного донесения, очень сложно. Ясно лишь, что в заведовании военинженера 1 ранга Шлепнина учет велся и по заводским номерам и по номерам корпусов.
Теперь вернемся к танку с заводским номером М-4812, на котором с большой вероятностью воевал Зиновий Колобанов. Для порядку приведу выдержку из упомянутого в предыдущей записи донесения военинженера 1 ранга Шлепнина от 6 сентября 1941 года, в котором танк с номером М-4812 обозначен в пятой строке сверху следующим образом - "номер корпуса 65141, номер двигателя 1421-04, военный номер 4812, 1941 года выпуска, 2 категории".
Как уже догадались все читатели, которые дочитали до этого места, искомый номер 864 также обнаруживается в этом документе. И, скорее всего, он представляет собой фрагмент номера корпуса танка КВ-1 с заводским номером М-5031 выпуска августа 1941 года - "номер корпуса 86441, номер двигателя 1454-09, военный номер 5031, 1941 года выпуска, 2 категории".
Что интересно, в документах технической части 1-й Краснознаменной танковой дивизии (с сентября 1941 года - 123-я танковая бригада, с мая 1942 года - 1-я Ленинградская Краснознаменная танковая бригада) танк продолжали учитывать по номеру корпуса. Выше приведен фрагмент из донесения о потерях материальной части 1-й Краснознаменной ТБР в Старопановской операции августа 1942 года с номером корпуса 86441.
Возможно, этот номер 864 в воспоминаниях Колобанова и Усова оказался в воспоминаниях Колобанова и Усова, потому что Усов участвовал в сборке этого танка на ЛКЗ. Возможны, наверное, и другие варианты, но мне они на данный момент в голову не приходят.
На вышеприведенном снимке с большой вероятностью запечатлен танк КВ-1 с заводским номером М-5029 из 124-й танковой бригады, который 8 апреля 1942 года был подбит в районе Макарьевской пустыни.
Этот танк выпуска августа 1941 года с башней Ижорского завода из 90 мм брони, борта и погон башни которого были прикрыты приваренными броневыми листами по два с каждой стороны с довольно большими вырезами. Примерно также должен был выглядеть и танк с номером М-5031 выпуска того же периода.
Однако нельзя исключать того, что на танке с номером М-5031 могла быть установлена экранированная башня, как у танка еще более позднего выпуска из батальона Житнева, который запечатлен на исходном снимке. Известны и другие прецеденты с заменой башни на танках Ленинградского фронта.
К сожалению, по снимкам Славина, на которых запечатлен Колобанов с экипажем, корпус танка совсем не виден. Поэтому прояснить ситуацию с их помощью не представляется возможным.
В общем, приведя все эти подробности я все же продолжаю считать, что старший лейтенант Колобанов воевал на танке с заводским номером М-4812. Дело в том, что в вышеупомянутом донесении о перемещении номера танков перечислены, скорее всего, в соответствии с приказом о закреплении матчасти 1-го танкового полка за экипажами. И танк с зав. № М-4812 находится в диапазоне номеров одной танковой роты вместе с известными уже номерами танков Сергеева, Ласточкина, Дегтяря и Евдокименко.
Есть и еще один не очевидный вариант в колобановской истории с номером 864. Возможно этот или скорее другой, но похожий на номер 864 номер кто то увидел на кадрах кинохроники и удачно "вспомнил" для статьи 1972 года.
Когда то давно номер на вышеприведенном кадре кинохроники неважного качества я принял как раз за номер 864. Это позже удалось нашлись эти кадры качеством получше.
В общем, по теме с заводским номером танка Колобанова пока всё. Исправления и дополнения приветствуются. В будущем может получится её доработать.
P.S. Дубликат записи разместил в Дзене (ссылка).
|
</> |