Танцы на минном поле.

Читатели журнала наверняка заметили, что я с
неизменной ностальгией отзываюсь о двух империях, на руинах которых
прошла моя жизнь - Российской и Австро-Венгерской. Я склонен
считать империю наилучшей формой государственного устройства. Тому
есть множество причин, от эстетических до
идеологических. Ho когда речь заходит o
современной эпохе, мои воззрения на вопросы
государственности подчиняются чувству реализма. В конце
концов, если бы я всегда руководствовался своими вкусовыми
предпочтениями, то и этот журнал мне бы следовало вести на бумаге,
делая записи гусиным пером. Однако я сижу за компьютером.
В моей френд-ленте тема государственности возникает
довольно часто. На днях её затронул ув. sapojnik ,
по словам которого невозможно выяснить, что же именно националисты
подразумевают под понятием "национальное государство" http://sapojnik.livejournal.com/918036.html
Я не националист. Я космополит. Но чтобы понимать, что такое
национальное государство, совершенно не обязательно быть
националистом.
Национальное государство - это государство, в котором источником сувернитета является нация, населяющая его территорию. Причём понятие "нация" может носить как культурный, так и этнический характер. Мне приходят на ум три варианта самоидентификации нации, которые могли бы быть зафиксированы в конституции:
1. "Мы, русский народ". Это вариант, который
предпочли бы националисты. Лет сто назад он был бы безупречен.
Сегодня - не уверен.
2. "Мы, граждане России". Думаю, это самый
простой и реалистичный вариант, в наибольшей мере соответствующий
европейским нормам.
3. "Мы, русский народ и объединённые исторической
судьбой народы России". Это компромиссный вариант.
Вероятно, он наиболее справедлив. Но его реализация требует
виртуозного политического мастерства.
В любом случае, совершенно
невозможно долгосрочное сохранение нынешней формулировки -
"Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные
общей судьбой на своей земле" (между прочим, конструкция
вызывает вопросы даже с грамматической точки зрения).
Хотя ув. sapojnik
и пытался убедить меня, что это вопрос сугубо филологический,
в действительности в подобных документах огромное символическое
значение может иметь даже дефис, не говоря уже о каждом слове.
Например, в своё время разгорелась упорная борьба по вопросу,
следует ли писать Чехословакия или Чехо-Словакия. Когда победил
вариант Чехо-Словакия, всем стало ясно, что страна доживает
последние дни.
Cуществующий вариант подчёркивает, что власть принадлежит не
русскому народу, само существование которого
игнорируется, но и не равноправным гражданам, a
многим нациям. Разумеется, с империей такое устройство не имеет
ничего общего. Оно скорее напоминает союз племён.
На практике это выражается, помимо прочего, в существовании
на территории РФ национальных образований. Трайбалистское
административное деление само по себе является дичайшим
анахронизмом. А отмена выборности первых лиц усугубляет ситуацию в
этих образованиях. Kак впрочем и по всей стране.
В частных беседах жители республик всегда рассказывают,
можно ли ещё в их краях вести бизнес, насколько далеко зашла
дискриминация по национальному признаку, не пора ли эвакуироваться.
Многие уезжают, опасаясь, что однажды иx постигнет участь
нечеченцев в Грозном.
В ЖЖ говорится о чём угодно, но только не об этом.
Видимо, блогеры из обеих столиц слишком плохо представляют себе
ситуацию в российских республиках. А сами жители
республик представляют её слишком хорошо, и в
публичном пространстве предпочитают хранить молчание.
Унаследованное от СССР
административно-территориальное устройство РФ - это минное поле, и
вся политическая жизнь страны проходит между минами.
"Татарстан" с назначаемым "президентом" - это
нечто вроде заблудившегося в веках Касымовского ханства, провал во
времени глубиной в полтысячелетия. И такая
аномалия существует в полутора десятках регионов страны.
Нормой была бы Казанская губерния, жители которой
избирают губернатора на свободных демократических выборах.
Правительство, которое решится разминировать поле и перейти
к губернскому территориальному устройству, займёт в истории России
место, равное месту Петра Великого. Собственно, упразднение
трайбалистских образований и будет важнейшим шагом к построению
национального государства.
Разумеется, должны быть соблюдены права граждан на
культурную автономию. Двуязычные надписи, национальные
школы-газеты-телевидение, поддержка традиционных ремёсел и
промыслов в местах компактного проживания тех или иных народов -
вещи само собой разумеющиеся и не обсуждающиеся.
Но и необходимость построения национального государства -
вещь самоочевидная, в обоснованиях не нуждающаяся. Других форм
государственности в современном мире практически нет. Во
всяком случае, жизнеспособных.
На минном поле долго не потанцуешь.
|
</> |