Тамиров, Аким (1899--1972) -- актёр МХАТа, армянин из Баку, играл в Голливуде плохих мексиканцев



Очень много прекрасных МХАТовских актеров канули в лету..
Сэлинджер в рассказе "Лапа-растяпа" упоминает Акима Тамирова.
Одна из героинь спрашивает другую:
- Помнишь, как Аким Тамиров говорит: "Знаиш, ти это знаиш?"
Интересно, что акцент не помешал ему сниматься в Голиивуде.
Тамиров еще у Сола Беллоу упоминается в "Даре Гумбольдта"
: Гумбольдт восхищался Престоном Стерджесом. Он любил "Чудо залива Моргана",
а также "Великого Мак-Гинти" с Брайаном Донлеви и Акимом Тамировым.
Гумбольдт хотел, чтобы в фильме появились Муссолини, и Сталин с Гитлером, и даже папа римский.
![Тамиров, Аким (1899--1972) -- актёр МХАТа, армянин из Баку, играл в Голливуде плохих мексиканцев [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Аким
Тамиров родился 29 ноября 1899 года. Когда ему было 19 лет, Баку в
поисках молодых талантов посетил директор МХАТа Ричард
Болеславский. На просмотре он сказал Тамирову: «У тебя интересные
глаза. Такое впечатление, что ты страдаешь... Прочитай мне,
пожалуйста, вот эти строчки...»
Тамиров прочитал и вскоре оказался в Московском Художественном
Академическом Театре. Пять лет под руководством Станиславского не
прошли даром - именно благодаря его урокам профессиональное
отношение Акима Тамирова к каждой, даже самой маленькой роли стало
легендарным в Голливуде. «Тамиров обладает телепатическим шестым
чувством в понимании того, что хочет режиссер,» - как-то сказал про
него Сесил
ДеМилл.
В 1923 году несколько актеров МХАТа приняли решение не возвращаться
с гастролей по США на Родину. Среди них оказался и Аким Тамиров.
Черноглазый юноша несколько лет играл в труппе М.Балиева «Летучая
Мышь» (Le Chauve-Souris), а затем открыл Академию Сценического
Грима, которая не выдержала Великой Депрессии и обанкротилась в
1929 году. Тамиров пытался зарабатывать на
хлеб сев за баранку такси, но его жена актриса Тамара Шайн
устроилась официанткой в ресторан и настояла на том, чтобы Аким
учил английский язык и ходил в кинотеатры не теряя связь с любимой
профессией. «Я стал большим специалистом по окончаниям фильмов, -
как-то со смехом вспоминал Тамиров. – Мне приходилось выжидать,
пока контролеры отлучатся на минутку, чтобы прошмыгнуть в зал без
билета. Обычно они уходили под самый конец.»
Вскоре Тамиров и Шайн переехали в Голливуд, и следущие несколько
лет стали для Тамирова «самым тяжелым периодом в жизни», пока после
нескольких маленьких ролей он не снялся в картине «Окей, Америка»
(1932). А успех «Королевы Кристины» (1933) сделал Тамирова
популярным: в 1934 году его фамилия появлялась в титрах тринадцати
фильмов, а в 1935 – пятнадцати. Еще через год Аким Тамиров был
первый раз выдвинут на Оскар и заключил семилетний контракт со
студией Парамаунт.
В том же 1936 году по Америке путешествовали знаменитые советские
писатели Илья Ильф и Евгений Петров, которые позднее в книге
«Одноэтажная Америка» рассказали о встрече с одним бывшим советским
актером, не упоминая при этом его имени:
«Когда Художественный театр был в Америке, один совсем молоденький
актер остался сниматься в Голливуде. Остался на три месяца, а сидит
уже больше десяти лет. Он относится к числу тех, которые
преуспевают. Дела его идут в гору.
В чем же это выражается? Он получает пятьсот долларов в неделю.
Заключил со своей фирмой семилетний контракт. Не подумайте, что это
большое счастье - семилетний контракт. Суть такого контракта
заключается в том, что актер, подписавший его, действительно обязан
семь лет служить только в студии, с которой он связался. Сама же
студия имеет право каждые полгода пересмотреть этот контракт и
отказаться от услуг актера. Так что семилетний он для служащего, а
для хозяина он только полугодовой.
Работать надо много. Рано утром он выезжает на съемку, домой
возвращается поздно вечером. Отснялся в одной картине, получил
неделю отдыха - и начинает сниматься в другой. Остановки нет.
Только успевай менять грим. Так как он иностранец и говорит
по-английски не совсем чисто, то играет тоже иностранцев -
мексиканцев, испанцев, итальянцев. Только и знай, что меняй бачки с
испанских на итальянские. Так как лицо у него сердитое, а глаза
черные, то играет он преимущественно негодяев, бандитов и
первозданных хамов.
- Это ж факт! - кричал он нам. - От одной картины до другой такой
маленький перерыв, что я почти не успеваю ознакомиться с ролью.
Честное слово.
Показав нам свой домик (хороший американский домик с электрическими
приборами, газовым отоплением в полу и серебряной елкой),
автомобиль (хороший американский туринг-кар, с зажигалками и радио)
и жену (хорошая русская жена с серыми глазами), - актер приступил к
тому, что его, как видно, больше всего волновало.
- Ну, а как в Союзе?
Получив самый обстоятельный ответ насчет того, как в Союзе, он с
еще большим интересом спросил:
- Ну, а как в Москве?
Получив не менее обстоятельный ответ насчет и этого, актер
закричал:
- Ну, а в Художественном как? Как в нашем театре?
Мы рассказали и это.
- Мишка Яншин - заслуженный артист республики? - радостно охал он.
- Так Мишка же мальчик! Мы же вместе с ним играли роли без слов. А
Хмелев? Неужели играет царя Федора? Чудесно прямо! Хмелев же вместе
со мной... Мы же просто дети были в двадцать втором году. Это ж
факт, что были дети! Ну, а про Ильинского я все знаю! Знаменитый
артист стал, а мы с ним вместе в студии учились. Это ж факт, что
учились! С Игорем!
Он никак не мог привыкнуть к мысли, что Яншины и Хмелевы уже
выросли, превратились в больших актеров. Не мог привыкнуть, потому
что мерил по Голливуду. С ним ведь за эти тринадцать лет ничего,
собственно, не произошло. Ну, стал больше денег получать,
собственный автомобиль завел, но известным актером не стал. Только
недавно - буквально месяц назад – начали хоть фамилию ставить в
списке действующих лиц. А раньше и этого не было. Так просто -
безымянный кинематографический гений с мексиканскими бачками и
сверкающими глазами. А ведь очень талантливый актер.
Поздно ночью, провожая нас по затихшим голливудским улицам, он
вдруг разъярился и стал все проклинать.
- Голливуд - это деревня! - кричал он страстным голосом. - Это ж
факт! Дикая деревня! Тут же дышать нечем!
И долго еще на всю Калифорнию слышался густой русский голос:
Деревня! Уверяю вас, деревня! Это ж факт!
Этот ночной вопль был последнее, что мы слышали в Голливуде. Наутро
мы выехали поездом в Сан-Диэго по санта-фейской железной
дороге.»
В начале 50х годов Америку захлестнула волна маккартизма. Тамиров
на несколько лет уехал из страны и снимался в Англии, Франции,
Германии, Испании, Италии, Монако, пока снова не вернулся в
Голливуд...
Обладатель Золотого Глобуса, замечательный советский и американский
актер Аким Тамиров ушел из жизни 17 сентября 1972 года в городе
Палм Спрингс (Калифорния).