"Там, где лес не растёт"
Бромбензол — 23.07.2012 Иногда ужасный язык, выросший в русскоязычном интернете на основе родного русского, всё же дарит нам замечательные находки. Одна из них - аббревиатура ИМХО. "По моему скромному мнению". Настучал на клавиатуре четыре буквы и не нужно объяснять, что всё тобой сказанное не претендует на истину в последней инстанции. Только в первой, в твоей личной.В современной литературе (и искусстве вообще) наблюдается интересная тенденция - атомизация жанров. Жанры становятся всё меньше и всё уже, а связи между ними - всё тоньше. Возьмём, допустим, рок-музыку. Сколько их там, разных "роков"? Десятки! Нота влево, нота вправо - уже новый жанр (или по крайней мере поджанр). То же и в литературе. Не просто фантастика, а НФ, фэнтези, мистика, ужасы, утопия, антиутопия, киберпанк, "попаданцы", альтернативная история, фантастическая сказка, космическая опера... А ещё есть жанр, который условно можно назвать "фантастическое путешествие". Соберутся герои (или герой) и отправятся
Вся эпопея вокруг "Волкодава" Марии Семёновой в не таком далёком прошлом как-то прошла мимо меня. Книжку я пролистал, кино глянул одним глазом, но не попало, видно, в настроение. А тут взял в руки "Там, где лес не растёт" и проглотил за день. Хотя, казалось бы, герой вовсе не всесильный Волкодав, а, наоборот, юноша-инвалид, которого везёт по страницам книжки собака, запряженная в тележку, а сам он не может даже контролировать себя, когда "до ветру" захочется. Для чего и прячет стыдливо в своей тележке "черпачок". Горшок по нашему. И вот такой вот неказистый герой отправляется в путешествие через полные опасностей чужие страны, через море, через горы... Он не маг и не волшебник, у него просто смышленная голова, сильные руки и доброе сердце. Иногда этого достаточно, чтобы пройти предназначенный тебе путь до конца.
Мария Семёнова - настоящий мастер. Всякий талантливый писатель достоин уважения, но не люблю я, хоть выколи мне все четыре читательских глаза гусиным пером, книг, построенных на диалогах. Я люблю долгие описания, чтобы представлять всё окружающее героев пространство. Какова дорога, по которой они идут. Каков постоялый двор, на котором они останавливаются. Какие чувства они испытывают по отношению друг к другу. Я готов к тому, что автор пожертвует динамичностью сюжета ради этих милых мне подробностей. Семенова - именно такой автор. Мир у неё не просто добротный и настоящий, он - детализированный.
"Там, где лес не растёт" - условно-фантастическое произведение. В книге нет ни магов, ни колдунов, ни тем более научных изобретений. Лишь ближе к финалу происходят некоторые события, которые нельзя объяснить рационально. Да и они лишь для того, чтобы лучше раскрыть характеры героев. Современная литература (и это ещё одно ИМХО) страдает от отсутствия настоящих героев. Не всепобедителей, большей частью картонных и нежизненных, и не представителей "Поколения свиней" и "Поколения П", которых так любят вытаскивать за шкирку на подмостки авторы вроде Томпсона или Пелевина, а обычных человеческих героев со своими недостатками и достоинствами. Героев, с которых можно брать пример. Это не значит, что я не уважаю творчество Пелевина (о журналисте Томпсоне промолчу). Весьма и весьма. Вот только его герои живут, как ни странно, не в моём мире. А юноша-калека Коренга в моём.
Вот такой парадокс. Бывает, что мир фантастический для тебя реальнее настоящего. Хорошо это или плохо? Скорее, плохо. Но так уж я воспитан. А вам - хорошего чтения.
|
</> |