Талантливейший русский художник-передвижник — И.М. Пряшников

1 апреля 1840 года родился Илларион Михайлович
Пряшников, талантливейший русский художник-передвижник,
педагог, мастер жанровой живописи, один из основателей Товарищества
передвижников. Действительный член Петербургской Академии
художеств.
В своем творчестве он отразил важнейшие тенденции развития
реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения
передвижников.

Выходец из купеческой семьи, он в период 1856-1865 годов
обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ)
у таких мастеров, как Е. Сорокин и С. Зарянко. Как живописец также
испытал сильное влияние В. Перова.
Многое для себя Илларион Прянишников открывал самостоятельно,
прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х годов («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке») отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, – «Шутники. Гостиный двор в Москве» – сразу принесла ему широкую известность.

В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1-й
степени.
Следующий этап развития его творчества связан с картинами
«Погорельцы», «Порожняки», которые экспонировались на I-й
передвижной выставке и были признаны крупными достижениями русской
живописи.
Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались большей
композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Широкую
известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года».

Прянишников первым из живописцев изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

С 1873 года художник преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С.
Иванов, Н. Касаткин, К. Коровин, М. Нестеров, В. Бялыницкий-Бируля
и многие др.
С самого основания Товарищества передвижных художественных выставок
Прянишников был его участником, а со II-й передвижной выставки стал
бессменным членом правления Товарищества.
Жил преимущественно в Москве, где принимал участие в работе над
росписями храма Христа Спасителя.

Однако художник ездил и на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой был его брат, окрестности. Так на картине «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.

В 1893 году Прянишников был избран действительным членом
Петербургской Академии художеств, но начать преподавание в ней не
успел. И последняя его картина – «Крестный ход» – осталась
незавершенной…
Скончался Илларион Михайлович Пряшников 24 марта 1894 года в
Москве, похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.
|
</> |