Такой модернизм

топ 100 блогов petro_gulak15.11.2019 Одна из специфических черт украинской литературы конца XIX – начала ХХ века: после самоочевидного первого ряда шел не крепкий второй, а сразу третий и пятый. А в третьем-пятом сидели прогрессивные и активные деятели вроде Олени Пчілки или Олександра Кониського, которые занимались полезными вещами, только не в области художественной литературы, где их роль сводилась к тому, чтобы стать культурным черноземом (а в случае Пчілки – матерью сами-знаете-кого). Но прогрессивность и активность якобы означали и автоматическую эстетическую значимость – вот уж нет! Хорошо было Борису Грінченку – его (умеренный) талант был в основном стилизаторским, и когда он подражал хорошим писателям, от Ганни Барвінок до Василя Стефаника, то и получалось очень ничего себе.

Такой модернизм NK

Бывали и вовсе печальные случаи: Наталія з Озаркевичів Кобринська. THE feminist в Галичине – и автор совершенно беспомощных реалистических и модернистских текстов. Беспомощных – не в смысле бездарности, а невозможности, неспособности воплотить то, что должно быть сказано. Вполне модернистское мышление – и неумение показать то, что явственно стоит перед мысленным взором. Стилистически – или полные банальности (вроде «стоит перед мысленным взором»), или неумеренные красивости, которые минимум для двух поколений украинских писателей были неотъемлемой принадлежностью модернистского письма («Земля завила, як стадо шакалів, витягнула пазурі і отворила пащеку, аби проглотити свою жертву»).

Франко, Грушевський и Єфремов не без ужаса смотрели на эту «декадентщину», а первый из них даже творчески… мнэ-э…. воспользовался рассказом Кобринской «Хмарниця».

«Хмарниця», боюсь, из тех текстов, что выигрывают в пересказе: туча идет на село, а местный мольфар ее отгоняет от поля… но слов-то, слов Кобринская почти не может найти. «Зашумів і застогнав ліс, погнулися до землі дерева. Трескіт, шум, блиск» – и т. д. Говорю «почти», потому что в финале вдруг возникает одна – всего одна – как будто ненужная, странная и именно поэтому действующая фраза. Мужик, пересидевший грозу в поле под возом, утром вылезает, крестится, смотрит на спокойную природу –

«Коли се щось ударило єго в саме чоло.
Грудка леду, як голуб’яче яйце, лежала коло єго ніг.
Він підніс і розкусив, а там було чотири листки: яворовий, кленовий, осиковий і смерековий».

Вот зачем нужны эти четыре листка? Низачем, потому и нужны: что-то фейрявое, что-то нездешнее и подлинное, прошедшее мимо, как туча, и задевшее рассказ по касательной.

Но оно там есть.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
                 Солнце нынче, чтобы вы знали, "во Льве, Луна в Стрельце, а четыре планеты визуально двигаются в обратную сторону, причем две из них личностные(Венера и Сатурн), и две поколенческие(Уран и Непту ...
Самолет лейтенанта Адольфа Ауэра со Звездой Давида. Ауэр не был евреем, но он нанёс звезду на борт своего биплана «Фоккер» в ответ на антисемитские высказывания Германа Геринга в адрес его ведомого Вилли Розенштейна, награждённого аса Первой мировой войны, сбившего 9 британских ...
Руки онемели, колени не сгибаются, люди как вы выживаете?!? И не важно, что у нас столько дел ещё впереди
Когда нам с подругой Катей было лет по 14, мы решили уехать из Парка Горького на роликах, спиздить угнать их, в общем. Там их давали на прокат. Это были первые импортные пластиковые ролики с одним рядом шкрябающих асфальт пластиковых колес. На ...
Мне в пятницу забирать машинку из автосалона. И я, пешеходное быдло, не знаю как ее заправлять. Как пользоваться пистолетом, как подходить к тетеньке в окошке, сначала платить, потом вставлять или как? Вставлять, потом платить? Как оно у них все? Можно подробную инструкцию? Мне надо будет ...