Так почем же "опиум для народа"? :-)
soviet_life — 23.08.2024 Здравствуйте уважаемые.Люблю вот этот момент в незадбвенных "Двеннадцати стульях":
Ну или вот:
В самом тексте книги это обыграно вот так вот:
"Удовлетворённый Остап, хлопая шнурками по ковру, медленно пошёл назад. Когда его массивная фигура отдалилась достаточно далеко, отец Фёдор быстро высунул голову за дверь и с долго сдерживаемым негодованием пискнул:
— Сам ты дурак!
— Что? — крикнул Остап, бросаясь обратно, но дверь была уже заперта, и только щёлкнул замок. Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
— Почём опиум для народа?
За дверью молчали.
— Папаша, вы пошлый человек! — прокричал Остап"
Меня всегда поражал Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, отн же товарищ Бендер, он же Бендер-Задунайский глубиной своих поверхностных знаний :-) Вот молодец же! Цепкая память, отличная вариативность и умение применить в нужном ему контексте определенную, пусть и крайне отрывочую, часть знаний меня всегда удивляла :-)
И вот интересно, а собственно говоря откуда он черпал знания для идиомы про "опиум для народа", как считаете?
Есть ведь несколько вариантов:
Это и Ж.-Ж. Руссо в "Юлия, или Новая Элоиза":
"Набожность … есть опиум для души; она бодрит, оживляет и поддерживает, когда принимается помалу; в слишком сильных дозах усыпляет, или приводит к безумию, или убивает"
Сам маркиз де Сад в романе «Жюльетта» :
"Хотя Природа благоволит к вашим подданным, они живут в страшной нужде. Но не по своей лени, а по причине вашей политики, которая держит людей в зависимости и преграждает им путь к богатству; таким образом, от их болезней нет лекарств, и политическая система находится не в лучшем положении, чем гражданское правительство, ибо черпает силу в собственной слабости. Вы боитесь, Фердинанд, что люди узнают правду, ту правду, которую я говорю вам в лицо, поэтому вы изгоняете искусства и таланты из своего королевства. Вы страшитесь проницательности гения, поэтому поощряете невежество. Вы кормите народ опиумом, чтобы, одурманенный, он не чувствовал своих бед, виновником которых являетесь вы сами. Вот почему там, где вы царствуете, нет заведений, которые могли бы дать отечеству великих людей; знания не вознаграждаются, а коль скоро в мудрости нет ни чести, ни выгоды, никто не стремится к ней".
Известный священник Чарльз Кингсли в своем «Письме к чартистам»: «Мы использовали Библию, как будто это справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное – чтобы поддерживать порядок среди бедных»
Ну и, конечно же, Карл Маркс: "Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа".
Впоследствии это переиначил немного В.Ленин: "Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живёт чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешёвое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь"
Как считаете? Я вот на Маркса ставлю. Знал, так сказать, основы товарищ Бендер :-)
И меня всегда интересовал еще один важный вопрос. А вот собственно говоря почем во время действия романа (1927 год)? :-)) И на этот вопрос я ответ получить не смог.
В те года на мировом рынке происходило замещение китайского опиума на индийский и персидский. Персия постепенно становилась все более значимым поставщиком опия на Дальний Восток. Ключевой фигурой в обороте этого наркотика был Хасан Немази (род. 1860) – подданный Британии индийского происхождения, живший поочередно в Гонконге, Бомбее и Ширази. «Опиумное кольцо» Немази контролировало продажу опиума на Дальнем Востоке. Еще до заявления вице-короля Индии стоимость экспортируемого опиума из персидского порта Бушир составляла в 1922-1923 годах 664 340 фунтов стерлингов, а в 1923 - 1924 годах – 1 246 466 фунтов. Почти половина экспорта, согласно таможенным документам, была предназначена для России, откуда наркотик распространялся по странам Дальнего Востока. В 1930-х года большие поставки из Бушира шли в Японию, где опий перерабатывался в героин. Цена опиума сырца была невелика.
Выращивался опий и в СССР, но в небольших масштабах. Выращивание опийного мака и производство опия велось на предприятиях главка «Лекарстпром», находившегося в подчинении Минмедпрома. Промышленные плантации мака находились в Киргизской ССР в районе озера Иссык-Куль. Позже селекцией опиумного мака, а также разработкой агротехники выращивания занимался «Всесоюзный институт лекарственных растений» (ВИЛР). Институтом были разработаны новые сорта опийного мака «Пржевальский-222» (ранний), «Пржевальский-D250» и «Пржевальский-133» (поздний).
Но конкретную цену я найти не смог. Могу сказать одно - "опиум для народа" был недорогим :-)
Приятного времени суток.
|
</> |