Так кто же и как?
blau_kraehe — 14.03.2021 Сейчас "всем" - то есть так называемому "общественному мнению" - кажется совершенно невероятным, что когда-нибудь опять совершится социалистическая революция, что человечество опять встанет на путь к коммунизму.Это общее мнение вполне естественно. У нас сейчас имеется гегемония буржуазии и буржуазных идей - о неизменности истории, о том, как "ужасен" коммунизм и как закономерно поражение, которое он потерпел. То, что совсем еще недавно в обществе главенствовали совершенно иные представления - уже забылось. Память-то ведь у большинства, как у золотой рыбки.
На самом деле новое начало пути к коммунизму исторически неизбежно. У него есть альтернатива - это катастрофа, которая приведет либо к всеобщей гибели, либо к отбрасыванию на гораздо более ранние этапы истории. И это единственная альтернатива. Если такой катастрофы не случится, то новая революция, новый путь к коммунизму так или иначе начнется.
Это трудно представить, потому что непонятно, как это может произойти - вот из сегодняшнего состояния, из сегодняшних настроений трудящихся. Кажется, никто не настроен и никто даже не собирается - за исключением каких-то маргинальных протестунов - что-то в обществе менять. Да и эти протестуны менее всего хотят социализма.
Как же это может произойти на самом деле? Для этого необходимы некоторые предпосылки.
1. Достаточно развитые производительные силы. Настолько развитые, что дальнейшее их развитие уже не может совершаться при существующих производственных отношениях, и последние тормозят развитие.
Это сейчас УЖЕ имеется, причем это гораздо более выражено, чем 100-150 лет назад. Капитализм более не способен обеспечить движение вперед - никакое, за исключением, может быть, еще каких-то мелких усовершенствований айфонов и виртуальных очков (не забываем, что принципиальные научные прорывы, нужные для создания современной связи - телефонов и интернета - сделаны в середине ХХ века, остальное - инженерные проблемы). Капитализм не способен обеспечить свободный обмен информацией, достаточное количество высокообразованных людей, достаточно высокую цену на труд. Тормозится автоматизация, внедрение современной техники.
Но однако осознания этого факта пока в массовом представлении нет и быть не может.
2. Гегемония представлений о том, что "так дальше жить нельзя". Такие представления господствовали, например, в Российской Империи, и чем ближе к 1917 году - тем больше. Они развивались еще в 19м веке представителями великой русской литературы и публицистами. Идея о том, что жизнь народа ужасна, что так жить в принципе нельзя - стала общепризнанной.
Мы можем сказать, что тогда жизнь большинства крестьян и рабочих (за крайне небольшим исключением) была действительно ужасающей. Но на самом деле далеко не всегда ужасающие условия жизни народа привлекали внимание писателей, поэтов и публицистов; да и сам народ не всегда воспринимал их как ужас. Скажем, описание жизни английских рабочих, в особенности детского труда - тоже сейчас впечатляют жестокостью, но английские рабочие большую часть времени все-таки не бунтовали и даже не бастовали; приличное общество считало совершенно нормальным для себя жить и пользоваться результатами труда детей 5-10 лет, которых заставляли вкалывать по 12 часов в день.
Интересно, что сейчас в развитых странах все эти перипетии "раннего капитализма" (на самом деле - нормального капитализма до момента появления мирового социализма) осуждаются как некие "перегибы", так же, как для населения использование детского и вообще изнурительного дешевого труда в странах периферии осуждается и объясняется "жадностью монополий". То есть уже сейчас в тех же развитых странах сознание во многом проникнуто социалистическими по сути идеями - подавляющему большинству людей, публицистам кажется все-таки неприемлемым и недопустимым то, что люди в странах периферии голодают, работают за очень низкую цену и при плохих условиях. Это подается уже не как норма, а как "перегибы". Если в 19м веке публицисты доказывали, что рабочим нельзя сокращать рабочий день до 10 часов, иначе они "развратятся", то сейчас наоборот рассуждают о еще большем сокращении рабочего времени (конечно, только рассуждают - но все же какая разница!)
Давно уже как норма во многих странах воспринимается государственная медицина, образование, граждане с полным правом считают, что государство обязано обеспечить им определенные вещи, да вообще-то и прожиточный минимум должен быть обеспечен, и если это не так - это воспринимается как катастрофа. Какой контраст с буржуазными представлениями начала ХХ века!
Общественное сознание и так уже во многом продвинулось в сторону социализма и коммунизма. За исключением особо одаренных маргиналов, люди убеждены, что все-таки никто не должен голодать, умирать от излечимых болезней, быть неграмотным - все это как бы уже "естественные" права человека. Всего сто лет назад это было совершенно не так.
Осталось преодолеть лишь один барьер: убежденность, что капитализм якобы способен эти права людям предоставить. Якобы нищета в странах периферии объясняется лишь тем, что там "неправильный капитализм", что они "не доросли". Но со временем, как кажется большинству, во всем мире ситуация будет примерно такая же, как сейчас в ЕС - может быть, не без проблем, но сытая и спокойная.
Когда этот барьер будет преодолен (а это обязательно произойдет), народная ярость, понимание, что "так жить нельзя", что нынешняя элита лишь богатеет, обжирает народ, вырывает буквально последний кусок у трудящихся - будут только нарастать. Это станет общим местом. Когда-нибудь наступит момент, когда, как говорилось в антисоветском анекдоте, достаточно разбрасывать по тротуарам чистые листы бумаги - все и так все понимают.
3. Возникновение революционной ситуации. Напоминаю три ее признака: кризис государственной власти, нежелание народа жить по-старому (см. пункт 2) и резкое обострение нужды и бедствий народных масс. Все три эти признака скорее всего будут связаны с каким-то серьезным мировым кризисом - будь то война, экологическая катастрофа или просто экономический коллапс. Враги часто передергивают, заявляя, что "коммунисты мечтают о катастрофе". Конечно, нет, даже если забыть, что коммунисты - такие же люди, как все, небогатые, они защищены даже менее. чем обычные трудящиеся, и умереть побыстрее они тоже не рвутся.
Даже если забыть этот личный момент, коммунисты не могут "мечтать" о катастрофе, потому что народным массам эта катастрофа неизбежно принесет тяжелейшие бедствия, а вот будет ли в результате какой-то прорыв - бабка надвое сказала.
Но коммунисты, в отличие от остальных, прекрасно понимают, что "благополучие" капиталистического мира - колосс на глиняных ногах, и в любой момент он может рухнуть. И даже более того, сами закономерности капиталистической экономики таковы, что они неизбежно ведут к большому, непреодолимому экономическому кризису - и это помимо обычных циклических кризисов.
Знать и "мечтать" - это немного разные вещи, не так ли? Мы можем знать о том, что Солнце когда-то остынет, но это не значит, что мы об этом "мечтаем".
После того, как все эти три признака проявятся в обществе, переход к построению коммунизма окажется значительно проще, чем это было в России осенью 1917 года. И теперь есть очень серьезные основания полагать, что на этот раз такой переход действительно совершится в большинстве стран мира.
После этого и в процессе этого будет необходим еще и субъективный фактор - наличие работающей боевой коммунистической партии - выразителя интересов пролетариата, собственно, передовой части пролетариата. Эта партия не обязательно должна прямо сейчас быть очень большой или самой большой. Гораздо важнее на данный момент фактор сплоченности, уровень отношений партийцев между собой, их способности к совместному действию.
Над чем. собственно, сейчас и следует работать.
|
</> |