Таганская АТС
lemming809 — 11.07.2024 Тага́нская АТС— постройка эпохи советского авангарда на Покровском бульваре, дом 5, строение 1.Здание построено в 1929 году по проекту архитектора В. С. Мартыновича в числе одной из пяти первых автоматических телефонных станций в Москве.
Здание Таганской АТС являлось ярким примером промышленной архитектуры эпохи авангарда и по своему пластическому решению, и по внутреннему устройству.
Для 1920-х годов здания АТС — образцы новой архитектурной типологии, символы прогресса и технических достижений. Образ станции, следуя принципам архитекторов-конструктивистов, полностью диктовался своей функцией — в первую очередь, это здание для автоматических машин.
Асимметричный фасад был поделён на две неравных части вертикальным витражом лестничной клетки, слегка заглублённом относительно стен с выступающей башней над кровлей. Слева от витража — глухая стена с рядом круглых окон-«иллюминаторов», характерных для архитектуры авангарда. Ниже — монументальный козырёк над входом. Бо́льшая правая часть здания демонстрировала его функциональное содержание — она была разрезана узкими щелями-окнами, за которыми находилось оборудование станции. Этот приём позволял освещать залы, но избегать перегрева оборудования, и в данных пропорциях был исключительно изящен. В целом, значительный дореволюционный опыт работы архитектора Мартыновича, его образование (окончил Академию художеств в 1901 году) добавляли модным в конце 1920-х годов конструктивистским приёмам совершенно нехарактерную для эпохи тонкость, пластичность, скульптурность. Среди пластических находок архитектора были — скругление стены в месте примыкания машинного зала к витражу лестницы, математически точно просчитанное пропорционирование отдельных частей и тонкая графика фасада, включающая напряжённые ритмические линии узких окон и «корабельные» перила на кровле.
Таганская АТС формировала угол застройки на участке между Покровским бульваром и Казарменным переулком. Продолжая линию бульвара, здание поддерживало композицию фасадов и масштаб расположенных рядом Покровских казарм. Гармонировало своими правильными объёмами и лаконичным решением внешней отделки со строгой классической застройкой квартала. Ритм узких оконных проёмов и простенков между ними отсылал к классическому фасаду, оформленному пилястрами. Таганская АТС представляла собой пример работы со средой, в которой современное здание с революционной архитектурой не пыталось имитировать историческую застройку, но за счёт глубокого понимания контекста и умелого использования современных архитектурных решений позволяло достигать гармонии старого и нового
формы, повернутом углом к Покровскому бульвару, — яркий пример промышленной архитектуры эпохи авангарда: и по своему пластическому решению, и по внутреннему устройству. Важно отметить, что проект не был типовым.
Таганская АТС высоко ценилась экспертами и любителями архитектуры советского авангарда. Здание АТС представляло значительный интерес как объект туристического показа
В феврале 2016 года департамент Мосгорнаследия отказал в присвоении зданию статуса памятника. Девелопер «Лидер-Инвест», дочерняя компания АФК «Система», решил снести станцию, а на её месте начать строительство 7-этажного комплекса апартаментов по проекту А. А. Кузьминой и других архитекторов ООО «Мезонпроект».
В апреле 2016 года начавшиеся подготовительные работы по сносу спровоцировали беспрецедентную в истории российского градозащитного движения кампанию протестов за сохранение модернистского здания
За сохранение АТС в течение 2 недель было собрано более 30 000 подписей москвичей и жителей других городов, которые были переданы в мэрию Москвы. Искусствоведы подали повторную заявку на признание здания памятником, указывая на низкое качество проведённой ранее экспертизы (были пропущены несколько пунктов по оценочному балльному вопроснику). Мэр Москвы С. С. Собянин никак не отреагировал ни на открытое письмо архитекторов и искусствоведов, ни на петицию, повторная заявка в Москомнаследие была отклонена, снос был завершён в первых числах июня 2016 года
Фото взяты с просторов интернета
|
</> |