Т-34М, вторая попытка

Ничуть не меньше изменений внесли и в башню. В первой половине 1942 года, похоже, началась "война" с комбашенками, потому что от отдельного места командира отказались не только на Т-34М, но и на упрощенном Т-50 (прямо переде его кончиной), да и на КВ-13 тоже в башне было двое. От выступающей неподвижной бронировки орудийной установки отказались, башня снова стала «единой». Вместо сварной подвижной бронировки орудийной системы её решили делать литой единой деталью. Аналогично корпусу, башня стала чуть меньше (точнее, ниже — на 100 мм). Следует также отметить, что и башню, и корпус максимально упрощали, снижался и общий объём применяемых деталей. В случае с серийным Т-34 использовалось 8118 деталей, а на Т-34М их число сократилось до 5985, причём доля новых деталей оказалась не столь и высокой — 1282 штуки.
Интересный момент, что в ГАБТУ КА проектом заинтересовались как потенциальным сменщиком КВ. Да-да, там захотели 30-тонный танк с броней и вооружением как у тяжелой машины. Еще 1 июня от завода №183 и ЧКЗ захотели такие танки, явно на основании отсмотра эскизных проектов. С учетом того, что работы начались где-то в марте-апреле, а претензи к подвижности КВ были еще в начале весны, и КВ-13, и Т-34М 1942 года были совсем не инициативой.
Та самая модель, которую показали Сталину.

Общие виды

Продольный разрез

Сталин, впрочем, идею не оценил. Вот что записал в своём дневнике Малышев:
"Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания… но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернемся месяца через полтора-два, когда конструкторы закончат работу по улучшению существующих танков». Тут же т. Сталин подписал постановление о награждении 4 танковых заводов и 1000 чел. работников танковой промышленности. Беседа с т. Сталиным дала нам, танкистам, очень многое – программу работ на 2–3 месяца»".
Впрочем, это была не точка, а пауза. ГАБТУ КА, где, судя по всему, и сидели заказчики Т-34М, позже снвоа подняли тему этой машины. Так на свет, с трудом, стал появляться Т-43. Машина очень сложного времени и очень сложной судьбы.
Статья по Т-34М 1942 года: https://warspot.ru/14322-pervyy-podhod-k-t-43
|
</> |