Т-101 "Грач" на пути к "Кукурузнику" XXI века...
ru_aviation — 08.12.2019 Как-то так сложилось, что один из самых эффективных, востребованных, незаменимых и долго эксплуатируемых самолетов отечественной разработки получил неофициальное название "Кукурузник". Причиной тому его многофункциональность или, говоря современным языком, утилитарность, вылившаяся в незаменимости его сельхозмодификации. Легендарный антоновский биплан Ан-2 бороздит воздушное пространство бывшего СССР и не только уже семьдесят два года. Заменить незаменимый самолет хотят практически с того момента, как он начал эксплуатироваться: Ан-3, Ан-14, Ан-14М, Ан-28, L-410, Ан-3-100, ТВС-2МС, ТВС-2ДТС. На страницах журнала я не раз обращался к этой теме, о чем можно посмотреть по соответствующему тегу Ан-2.А вернуться к семидесятилетию легендарного самолета, так слабо освещенного в блогосфере из-за печальных событий, меня заставила информация о новом проекте перспективного легкого многоцелевого самолета, который разрабатывается на Уральском заводе гражданской авиации по решению Минпромторга и эскизы внешнего вида которого появились в сети и вот почему.
Опытный и внимательный авиатор в облике этого утилитарного высокоплана, одиноко стоящего на летном поле аэродрома "Черное" Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ, несомненно сразу узнает исходный проект, который переносит нас в начало 90-х: Т-101 "Грач". Но вопрос остается: зачем рассказывать о самолете, снимки которого сделаны два года назад. А для ответа мы опять возвращаемся к теме замены Ан-2. Несмотря на все положительные качества данного многоцелевого самолета и то, что он летает уже более семидесяти лет, ресурс конструкции долгожителя с каждым днем становится все меньше и меньше. Все эти годы, пока самолет летает, ищут ему замену. В 90-е годы для этого и был построен "Грач". Идея была интересная, это был не полностью новый самолет, а глубокая его модернизация. Пойдем от носа. Требовательный к авиационному бензину, тысячесильный АШ-62ИР заменялся на турбовинтовой ТВД-10Б, мощностью 960 л. с., топливо для которого есть в любом аэропорту "большой" авиации, да еще к тому же дешевле бензина, в особенности, авиационного, который длительное время у нас в стране вообще не производился. Кабину пилотов оснастили двумя дверями автомобильного тира и обтекаемым фонарем. Пилотажно-навигационное оборудование устанавливается современное, в зависимости от запросов и финансовых возможностей заказчиков. Далее, бипланную коробку крыльев заменили на одно подкосное крыло с эффективной механизацией. Круглые иллюминаторы заменили прямоугольными увеличенной площади. Хвостовое оперение заменили новым, цельнометаллическим современной формы. Построили его на МАПО им. Дементьева. В итоге получился достаточно эффективный самолет с хорошими летно-техническими характеристиками, а первый полет самолет совершил 7 декабря 1994. Была заложена серия из двадцати машин. В итоге, хороший самолет пострадал от самой идеи модернизации. Планировалось брать фюзеляжи, шасси от Ан-2 и достраивать их новой кабиной, крылом, оперением, силовой установкой и оборудованием. Проблема была в оценке остаточного ресурса "старого" фюзеляжа со всем остальным "новым". Так "Грач" залетел на хранение.
Его история, к счастью, получила продолжение. Авиастроительная корпорация «АСА-Аэродизайн» выкупила проект у ОАО РСК «МиГ» вместе с заделом на 20 сборкомплектов и в дальнейшем, при участии ОСКБЭС МАИ, был разработан проект лёгкого многоцелевого самолёта Виконт V100. Основные изменения касаются силовой установки (Pratt & Whitney PT6A-65B или Honeywell TPE331) и современного приборного оборудования.
В облике нового перспективного легкого многоцелевого самолета кок раз и угадываются грачевские корни, опять же оптимсизированные к новым реалиям. Основные озменения следующие. Изменена конструкция фюзеляжа, благодаря чему дверь по левому борту находится в зоне, где грузовой пол горизонтален при стоянке самолета с хвостовым колесом на земле. Пирамидальное шасси заменено на телескопическое. Двигатель ВК-800 в основе силовой установки.
А теперь давайте прогуляемся по зеленой лужайке аэродрома Черное вокруг самолета Т-101 "Грач" и поразмышляем о преемственности поколений не только людей, но и самолетов. Сороковые, девяностые, ну и наконец, двадцатые годы XXI века, ведь полетит новый перспективный легкий многоцелевой самолет в следующем десятилетии...
|
</> |