szg_akt2 о Международном валютном фонде

топ 100 блогов kolobok197321.06.2011
Саид Гафуров

Фонд в кризисе

Есть некоторые организации, которые, как говаривал Оскар Уайльд, лучше, чем их репутации. К числу таких организаций, несомненно, следует отнести и Международный валютный фонд (МВФ) – вотчину международных  бюрократов, где такие  монстры, как Алассан Драман Уаттара, занимавший должность исполнительного вице-директора и ставший Президентом Кот-д'Ивуара в ноябре 2010 года в результате выборов, которые даже очень сервильный Конституционный совет Кот-д’Ивуара постеснялся объявить  неподтасованными, встречаются все-таки довольно редко.

Понять логику существования МВФ, не поняв истории его возникновения,  довольно сложно. К концу второй мировой войны складывался запутанный клубок  противоречий, из которых двумя важнейшими для мировых финансов были 1)  взаимоотношения между обновленной Европой и США и 2)  назревший механизм преодоления сложившегося нарыва в отношениях между кредитно-денежной и налогово-бюджетной политикой.

Что такое Международный валютный фонд понять невозможно, не поняв ту великую битву за экономики британских и французских колоний после второй мировой войны, которую вели выдержавшие во второй раз нужную паузу американские монополии с остатками колониальных империй Британии и Франции. Была достигнута неформальная договоренность, что, если то, что впоследствии стало Всемирным банком, возглавляет американец, то во главе более ориентированного на бюджеты, а не на частный сектор МВФ встанет европеец.

Та неформальная договоренность между Соединенными Штатами и Европой, которая "принимает", что начальник фонда должен быть западноевропейцем, в то время как глава Всемирного банка всегда должен быть американцем, играет против развивающихся стран, уменьшает их роль, например, стран  БРИК, где это болезненно ощущают. И в Индии, и в Бразилии, и в ЮАР.

Формально МВФ состоит из аппарата управления и 17 отделов, которые осуществляют контроль над регионами, политическую, аналитическую и техническую работу. И только  один отдел отвечает за деньги – за рациональное использование ресурсов МВФ, получение им ресурсов и их расходованием. Остальные службы занимаются  политикой.

Политика монетарная и политика фискальная

Где-то к середине XIX века крупнейшие мировые капиталистические семьи поняли, что не следует им сосредотачивать в своих руках и политическую власть. И понять могут не так, и богатств лишить в результате революций – вдруг не повезет - и, самое главное, нужна специализация в своем деле – кто-то должен приращивать состояния семей, кто-то другой – управлять империями.

Довольно быстро выяснилось, что в любой стране хорошие публичные политики – товар дешевый. В эпоху массового образования их переизбыток. Цена хорошего политика на калькуттском базаре по две рупии за пару,  на любой вкус и цвет. Но подстраховаться правящим миром банкирам не помешало. К власти ведь и искренние радикалы могут прийти – Парижская Коммуна это вам не шутка, да и пришедшие радикалы типа Леона Блюма во Франции или Макдональда в Великобритании обычно  добровольно уходить не хотят.

Для подстраховки против «левых» правительств применялся излюбленный и безошибочный прием – постоянные разговоры о якобы имеющей место необходимости разделения кредитно-денежной (монетарной) и налогово-бюджетной (фискальной) политики. Чтобы дорвавшийся до власти сапожник или, упаси Боже, как призывал В.И.Ленин, кухарка, не натворили глупостей (с точки зрения богачей) с финансами, им оставили для демократии только самую скудную часть денег – фискальную политику. Монетарную же политику из рук демократии, простого народа вывернули, как водится, вместе с руками. Ее доверили «специалистам».

 

 

О кумовстве и коррупции

Международный валютный фонд (МВФ) не устает заниматься улучшением корпоративного управления под лозунгами «Нет кумовству! Больше прозрачности и транспарентности и  меньше коррупции!». Это очень хорошие лозунги. Я бы первым под ними подписался, но лозунги эти остаются актуальными и через 60 лет после основания фонда. Это удивительным образом не может не вызывать каких-то сомнений у непредвзятых наблюдателей!

Во время Великой депрессии 1930-х годов, разные страны пытались укрепить экономику за счет резкого повышения таможенных и нетаможенных барьеров во внешней торговле (например, Германия прославилась блестящими успехами в деле вытеснения французских товаров с рынков центральной Европы и Балкан путем клиринга), а некоторые из них шли на обесценивание своей валюты, чтобы успешнее конкурировать друг с другом, вводя ограничения прав своих граждан держать иностранную валюту. Объем мировой торговли резко сократился, занятость и уровень жизни резко упали во многих странах.

Для недопущения подобного расстройства в международном валютно-финансовом сотрудничестве после войны был создан МВФ, которому было поручено наблюдение за созданием международной валютной системы, системой валютных курсов и международных платежей. Новая глобальная организация должна была обеспечивать стабильность обменного курса и поощрять страны-члены к устранению валютных ограничений, которые препятствуют торговле.

В июле 1944 года в США в г.Бреттон-Вудс состоялась учредительная конференция МВФ, на которой 45 стран согласовали детали международного экономического сотрудничества после Второй мировой войны. Они считали, что такая организация, как МВФ, является необходимой, чтобы избежать повторения катастрофической экономической политики, породившей Великую депрессию, а, как следствие, и вторую мировую войну.

Рождение МВФ

МВФ начал формальное существование в декабре 1945 года, когда ее первые 29 стран-членов подписали его Устав. Фактически он начал свою деятельность 1 марта 1947 года. В том же году Франция стала первой страной, занявшей у МВФ. Членство в МВФ начало расширяться в конце 1950-х и 1960-х годов, когда многие африканские страны, получив независимость, подали заявку на вступление. Но большинство союзников СССР отказались вступить в МВФ.

К началу 1960-х годов как фискальная, так и монетарная  ситуации в США заметно ухудшились. В условиях холодной войны было принято решение, что за финансовый провал администрации Президента Линдона Джонсона и расходы на вьетнамскую войну платить должен весь западный мир. На практике финансовый провал США проявлялся в том, что фиксированная стоимость доллара США в отношении золота при Бреттон-Вудской системе фиксированных обменных курсов была завышенной.

В августе 1971 года президент США Ричард Никсон объявил о «временном» приостановлении конвертируемости доллара в золото. Попытка возродить фиксированные обменные курсы не удалась, и к марту 1973 года курс основных валют друг к другу начал «плавать», определяться биржевым способом.

После распада Бреттон-Вудской системы члены МВФ были свободны в выборе (кроме привязки своей валюты к золоту): они могли позволить пустить валюту в свободное плавание, привязать ее к другой валюте или корзине валют или даже  принять валюту другой страны, входящей в состав валютного союза. Переход  на плавающий валютный курс был относительно гладким, гибкие обменные курсы позволили экономикам приспособиться к более дорогой нефти после октября 1973 года. МВФ адаптировал инструменты кредитования, подгоняя их к скачкам цен на нефть.

С середины 1970-х годов МВФ «оказывал помощь» многим из беднейших стран мира, предоставляя финансирование на льготных условиях через целевые фонды. Результаты такой помощи хорошо видны в Африке южнее  Сахары, разоренной чередой гражданских войн. Мировое перераспределение средств в результате нефтяных кризисов 1970-х годов привело к росту банковских процентных ставок и увеличению государственной задолженности в промышленно развитых странах. Это вызвало серьезную тревогу в МВФ, особенно во время дефолта 1982 года в Мексике. Особенностью МВФ было влияние на его органы  управления, как монетарных, так и фискальных властей стран-участниц, что делало его политику достаточно гибкой.

На самом деле никакой необходимости в согласовании кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики нет. Роберт Мугабе попросту упразднил кредитно-денежную политику, разогнав сотрудников центрального банка как ненужных дармоедов. Все ожидали, что после этого экономика Зимбабве рухнет. А она не рухнула и вполне себе процветает, проведя нужные социальные реформы, разогнав класс белых земельных собственников и предоставив землю в руки тех, кто ее обрабатывает.  Белым, конечно, не сладко, им приходиться на родину своих предков уезжать. Но никто не говорил, что мир  -   это торжество справедливости, а белые свое добро, прежде всего, недвижимость, унаследовали от  своих вороватых отцов и дедов-колонизаторов.

Битва за наследство СССР

Распад Варшавского договора и  Советского Союза в 1991 году сделал МВФ фактически универсальной организацией. За три года членство увеличилось с 152 до 172 стран. МВФ играл центральную роль как инструмент перехода стран бывшего советского блока от централизованного планирования к рыночной экономике. Результаты трудно назвать иначе, чем удручающими. В ответ директора из МВФ ссылались на отсутствие опыта. Но дальше азиатский кризис 1997 года, охвативший весь регион от  Таиланда и Индонезии до Южной Кореи, наложившийся на российский дефолт по лекалам МВФ 1998 года, заставили всех говорить о неадекватности  МВФ своей роли. МВФ попал под жесточайшую атаку,  но все-таки сумел устоять, ссылаясь, главным образом, на свою деятельность по облегчению долгового бремени бедных стран.

Глобальному экономическому кризису, который начался с краха ипотечного кредитования в Соединенных Штатах в 2007 году, и распространился по всему миру в 2008 году, предшествовал большой дисбаланс в глобальных потоках частного капитала, с которым МВФ справиться не мог, да и не был должен. Глобальный кризис обнаружил уязвимость развитых финансовых рынков, что вскоре привело к крупнейшему экономическому спаду со времен Великой депрессии. МВФ была завалена просьбами о кредитах и других формах финансовой и политической поддержки. Европейские страны поддержку МВФ получили, хотя все прекрасно понимают, что никогда греки денег МВФ не вернут  –  откуда им взять-то?

 

А кто все эти люди?

           80-85% процентов высших постов в МВФ и Всемирном банке принадлежит людям из промышленно развитых стран. То, что Международный валютный фонд является инструментом принуждения в отношении развивающихся стран, становится очевидным из методов, принятых в развитых странах, при выборах следующего директора-распорядителя, где мнение развивающихся стран просто игнорируется. Штат МВФ расширился почти на 30 процентов за последние шесть лет. Исполнительный совет увеличилось с 22 до 24 мест для предоставления мест директорам из России и Швейцарии.

При этом роль МВФ в мировой экономике постоянно снижается. Его доля в мировых потоках капитала сократилась с 60% в 1945 году до менее 3% сейчас.

Значение МВФ порождается его использованием в качестве инструмента, чтобы заставить развивающиеся страны, которые сталкиваются с трудностями с платежным балансом, проводить политику, которая служит интересам развитых стран и международных финансовых институтов. Например, МВФ известен своей позицией в поддержку приватизации государственных предприятий и услуг. С этой позицией можно спорить, можно с ней соглашаться, занятнее другое: когда в Таджикистане сложилась ситуация, при которой приватизация крупнейшего предприятия республики – Таджикского алюминиевого завода  -   оказалась в пользу Русала и против интересов его западных конкурентов, таких, как Алкоа, Норск Гидро или Гленкор, то МВФ незамедлительно и очень активно выступил против приватизации ТадАЗа, моментально забыв про все свои принципы и декларации.

Египет, Тунис и Бахрейн, а также Ливия начали принимать советы от руководства МВФ в конце 1990-х, и в результате десятилетия реформ получили серию народных восстаний. Еще в начале февраля 2011 года МВФ хвалил Ливию за ее "амбициозную программу реформ" и признавал достижения Ливии в части "сильных макроэкономических показателей и прогресса в повышении роли частного сектора". В Египте период с начала 1990-х годов был отмечен ростом политического влияния гражданской фракции правящей партии НДП во главе с Гамалем Мубараком, которая в экономике проводила политику Международного валютного фонда (МВФ). Соглашения, подписанные с МВФ, и пристрастия Мубарака-младшего привели к значительному сдвигу в направлении приватизации государственных активов, дерегулирования рынков и рыночных реформ при сокращении явного контроля со стороны правительства. Внешняя торговля была либерализована, а импортные тарифы сокращены до очень низкой ставки (в среднем менее, чем 7% в 2007 году) – транснациональные корпорации пищали от удовольствия.  Валютный контроль был в основном снят, личные и корпоративные ставки подоходного налога сокращены. «Модернизация» налогового законодательства также предусматривала самооценку размера личного подоходного налога. Широкий спектр производственных активов, которые находились в государственной собственности, были приватизированы - более половины банковской системы сейчас находится в частных руках. Частные и иностранные игроки были допущены на страховые рынки, проводилось дерегулирование других финансовых рынков.

Эти изменения сопровождались обычным арсеналом МВФ-ных мер, связанных с «макроэкономической стабильностью». Денежно-кредитная политика в качестве ориентира использовала только базовый уровень инфляции, игнорируя возможность воздействия на экономическую активность и занятость, а также рост цен на конкретные товары (прежде всего, продовольствие). В части налогово-бюджетной политики попытки сокращения бюджетного дефицита, как правило, основывались на повышении косвенных налогов, которые ложатся бременем на бедняков, сдерживании роста заработной платы для работников бюджетной сферы, а также росте цен на топливо, коммунальные и другие услуги. Все эти шаги получили обычное международное признание арбитров мировой экономики. Египет заработал (конечно, всегда сомнительную) честь «лидера в части проведения реформ» среди всех развивающихся и стран с переходной экономикой в докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса» за 2007 год.

Между тем, безработица бушевала - по оценкам, около 20% рабочей силы и до 50% молодежи безработны. В абсолютной бедности фактически живет примерно одна пятая населения (оценка еще до резкого роста цен на продукты питания в 2007 году). Рост экономического неравенства был связан с падением материального благосостояния значительной части населения, цены на товары первой необходимости продолжали расти, а заработная плата не росла, при этом найти оплачиваемую работу становилось еще труднее.

Чем все кончилось в Бахрейне, Тунисе, Египте и Ливии, мы знаем. Советы МВФ Российской Федерации и их результаты вызывали ужас у всех мало-мальски знакомых с экономикой руководителей развивающихся стран.

Но эти люди неспособны учиться – они продолжают давать  советы России, и искренне удивляются, когда их советам, данным, несомненно, с доброй волей, следовать не желают. К числу их последних удивительных советов относилось «серьезное ужесточение бюджетной политики» – на опыте Египта и Туниса специалисты МВФ  учиться не хотят или не могут.

При этом по лекалам МВФ «сокращение дефицита должно осуществляться на основе прочной, эффективной и тщательно проработанной системы бюджетных механизмов и правил», которую до сих пор никто не придумал, а специалисты МВФ и органически придумать не могут, даже если и захотят – для этого нужно разбираться в экономике. Бредовые идеи типа исключения возможности «внесения поправок в расходы после принятия закона о бюджете на очередной год», просто забывающие, что мир – это довольно сложная штука, в котором бывают, например, засухи и пожары, как в России в 2010  году (а бюджет принимается осенью 2009 года) или во всей Северной Африке в конце ХХ века, всерьез даже рассматривать никто не будет, хотя, вы будете смеяться, но это реальные советы МВФ для России.

 

Давным-давно  для развивающихся стран настало время для организации своих сил с тем, чтобы выйти единым и сильным фронтом против схемы международных финансовых институтов   -  американец во Всемирном Банке, западноевропеец в МВФ. Мир стал другим. И им уже не должны править только белые люди (к которым, кстати, западноевропейцы и североамериканцы русских не относят).

Народы и политические силы развивающихся стран должны требовать, чтобы их правительства работали вместе и составляли альтернативный список надежных номинантов на должности в мировых финансовых институтах из развивающихся стран. Хотя бы для того, чтобы просто не смеялись люди над такой изначально достойной организацией, как МВФ. Пришло время делать мир лучшим! И давайте для начала выберем начальников без учета цвета кожи.

www.vvprf.ru/archive/clause433.html

 

 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Странно, что сегодня нигде и никак я не слышу о Святом Валентине и празднике в его честь. В былые времена соцсети ломились от валентинок и поздравлений. А нынче – тишина.  Вот я и думаю, неужели этот праздник у нас отменили? А я и не знаю ничего. А отменили почему?  Св. ...
Интересно, а все когда-нибудь испытывали такое чувство, что советы, раздаваемые вашими "друзьями", когда вы попали в не очень приятную для вас ситуацию, не делают вам лучше? Они ваще никак вам не делают. Ты смотришь на эти советы людей, смотрящих на ситуацию со стороны (со стороны же ...
«Опизденный» — удивительный, прекрасный Великий русский язык! «Пиздану́ть» — ударить. «Спи́здить» — украсть. «Спизде́ть» — соврать. «Пиздец» — очень. «Пизда́тый» — очень хороший. «Пиздуй» — уходи. «Выпиздить» — выгнать. «Пиздошить» — идти. «Попиздили» — пошли. «Припиздить» — прийти. ...
Никто не позволит получить «жителям Донбасса» такие позиции, как они имели в 2010-2013 году в масштабе страны. Если жители Донбасса готовы гулять по «скверу им героев Беркута», то так тому и быть, но не в рамках проекта Украина. Почему? Даже объяснять не буду. Советую просто пройтись ...
Зима. Снега по колено. Сегодня была метель. Сосуды головного мозга не в восторге от короткого светового дня. Ездила к А. в выходные ходили в лес. Недолго гуляли, но норму по шагам я сделала. Декабрь! Кругом всё нарядное, весело ходить по магазинам. Дома все со мной молчат. У меня ...