Сюжетный Horror vacui
yuritikhonravov — 18.11.2024 Представим себе историю, в которой нет ни одного случайного персонажа. Более того — не просто случайного, а неактивного. Пуще того — не просто неактивного, а неопасного. Каждый персонаж, который встречается герою, напряжённо преследует какую-то свою цель. И линия, которая обусловлена данной целью, пересекается с линией героя. Это значит, что в истории нет ни одного персонажа, который равнодушен к герою. Не просто равнодушен, а не хочет каким-то образом повлиять на линию героя и изменить её, хотя бы и силой, в нужную ему сторону. Важный момент: персонажи настолько одержимы своим смыслом, что готовы пойти ради него сколь угодно далеко — вплоть до убийства и риска для собственной жизни.Что это за жанр? По-моему, это нуар. Каждый персонаж, даже если он поначалу выглядит совершенно проходным, чего-то хочет от героя и в этом смысле опасен для него. Из-за такой смысловой наполненности каждый характер проступает очень выпукло, его черты видны с повышенной резкостью.
Мы можем ещё усилить этот эффект.
Во-первых, если в нуаре цели довольно однотипные (в основном деньги и самоутверждение, иногда ещё романтика), то теперь мы можем смоделировать какие-то более разнообразные цели. Нуар из чёрно-белого становится цветным. Но цветность тут предельно интенсивная, у каждого персонажа окраска вырви глаз. Это, можно сказать, неонуар. Во-вторых, не только каждый человек, но каждое животное и растение, каждый неодушевлённый предмет, каждая стихия или абстрация могут играть ровно ту же роль. Мир, в котором разворачивается история, становится крайне пёстрым и предельно насыщенным красками. Это уже какое-то соединение неонуара и поп-арта.
Пойдём ещё дальше. Цели огромного числа характеров, которые встречаются на пути героя — от зубной щётки до Луны — могут оказаться не только разнообразными, но и странными, почти непостижимыми для героя. Что-нибудь в духе Дэвида Линча. Разумеется, теперь среди персонажей попадаются и всевозможные потусторонние, сверхъественные, фантастические существа. В том числе и невозможные. Однако они преследуют свои причудливые цели всё так же напряжённо и всё так же интенсивно взаимодействуют с героем. Это уже будет психоделический неонуар.
Учитывая сказанное, психоделический неонуар можно определить как жанр с избыточностью смысла — жанр, в котором осмысленность доведена до предела и за пределы, где нет ни малейшей детали без смысла, и не просто смысла, но активно осуществляемого смысла. Истинно философский жанр.
|
</> |