system

Так вот, есть несколько признаков, когда из нее надо валить, по возможности прихватывая на память кусок пожирней, если зубы позволяют отгрызть, руки – унести, а быстрые ноги – не попасться.
Система (от др.-греч. ??????? – «сочетание») – множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных процессом системогенеза в единое целое и, возможно, противопоставляемое среде или суперсистеме. В системном анализе — совокупность сущностей (объектов) и связей между ними, выделенных из среды на определённое время и с определённой целью. В самом общем смысле, система – совокупность сильно связанных объектов, обладающая свойствами самоорганизации, связности, целостности и членимости.
1. Когда система теряет гибкость и деревенеет.
Я люблю сравнивать любой работающий механизм с прутом орешника: будучи живым, он может изгибаться под самым невообразимым углом, мгновенно возвращаясь в дефолтное состояние, когда внешнее давление исчезает. Нормально функционирующая система, встречая давление извне, не впадает в состояние раскисшей глины – лепи, что хочу и не хочу – она уступает превышающей силе, подстраиваясь под нее, поскольку знает, что подобное напряжение – явление временное: рано или поздно либо напор ослабнет, либо рука устанет держать. Как в анекдоте: либо ишак сдохнет, либо эмир, либо сам шутник. И, следовательно, лепить трагедь, впадая в панику, совершенно незачем – ибо тупая растрата ресурса и не более.
Зато при рассмотрении прутика высохшего, становится ясно, почему для него прописывается такой большой страх давления от любой встречной движущей силы: хрустнет – и нет вашего прутика. То есть, системы.
Именно в этом месте прописаны всевозможные борцуны с инакомыслящими, инквизиторы местного пошиба и прочая подобная шушера вкупе с внутренне встроенным институтом доносительства, дознавательства etc. Именно здесь остро востребован Дьявол, против которого надо сражаться или хотя бы объединяться с соседями. Именно здесь система рубит «зло» по первому случайному намеку, чтобы, в случае ошибки, а) бог на небе своих сам узнал, а то фигли расслабляется; б) потенциальные предатели внутри системы сидели тихо как мыши. Ergo, любая «охота на ведьм» внутри системы начинается тогда, когда сама система близка к самоуничтожению, а к естественной мягкой трасформации не готова в страхе потерять накопленное. Итог: с одной стороны - попытка обезопасить себя посредством поиска и нахождения Врага, с другой - путем отвлечения всеобщего внимания от неблаговидной сути. Поиск ведьм – то, что может сплотить распадающиеся куски воедино, заново проклеив меж собой людей вроде как общей целью. Но для самой системы это, anyway, признак агонии.
2. Система «высыхает», только будучи оторвана от своих корней
См. написанное про прутики выше: сюда можно включить как оторванность от среды, в коей система была основана и востребована, так и от тех целей, коим должна была служить. Любое нарушение целостности – внутри ли, снаружи – ведет к засыханию и последующему распаду.
Пара банальных примеров: говоря о Таро, как о системе мантической, можно убрести от практического ее применения («любит ли меня вася») в высокие заоблачные дали каббалистики, в соответствия арканов хромосомам ДНК (не шутка) et cetera. За напластованием перечисленного в какой-то момент идет полный отрыв от первичного назначения инструмента, ибо раскладывать карты на «любит ли меня вася» с подобным интеллектуальным набором будет весьма затруднительно. Второй пример: насильственное искоренение православия во время процветания СССР с убогой попыткой восстановить оное, когда СССР приказало долго жить. Тот же самый отрыв от корней, утрата естественной целостности – в итоге имеем то, что имеем, с иллюстрациями в всех СМИ.
То есть, если рассматривать систему исключительно как сферического коня в вакууме, без попытки опереться на нее в реальной жизни, с нее, разумеется, не убудет. Но как удобный инструмент она уже сдохла и реанимации не подлежит.
3. Назначение системы - в естественном регулировании каких-либо вещей, а не в построении железных заборов и клеток.
Об этом обычно забывают, причем как базовые пользователи, так и организаторы. Поэтому если внутри системы рамок становится больше, чем получаемых плюшек, или вводимые правила не направлены на скорейшее получение необходимого результата, или затраты не окупаются – c точки зрения целесообразности указанные развлечения идут нафиг, а пользователь - сознательно или нет - начинает искать альтернативу. Попробуйте сравнить с любой операционной системой на компе: пока она устраивает пользователя, все ok. Как только перестает отвечать неким ожидаемым требованиям - ее переустанавливают безо всяких соплей "ай-ай, я так любил именно эту кривую-косячную версию XP...".
Здесь также имеет смысл отдельно сказать по поводу власти и о том, что продвижение в системе позволяет оную власть накопить. Это еще одна ошибка восприятия человека, находящегося вне системы.
Власть никогда не достигается as is. В рамках любой системы - если мы говорим именно о системе - нет понятия "хороший-плохой человек" или просто "человек". Есть понятие "правильно работающий механизм". Винтик на собственном месте. Функция. И если личные качества того или иного винтика еще могут учитываться (качество резьбы, возможность выдерживать большую нагрузку, выносливость и т.д.), то личные желания - увольте: у функций нет и не бывает личных желаний. Поэтому власть как сладкий пряник здесь никогда никому не светит - она просто идет приложением к набору обязанностей и более тяжелому участку работы. И личного отношения-снисхождения здесь опять-таки нет: если винтик не выдерживает, его выкидывают и заменяют на тот, чья выносливость больше. Безо всякой жалости и соплей. Это нормальная саморегуляция системы, которая поддерживает себя в рабочем состоянии.
Поэтому, когда внутри системы начинает чуяться разлад, когда усилий для достижения результата вкладывается на порядок больше извлекаемых плюшек, или когда начинается дифференциация - этим винтикам только плюшки, а этим - только 25 часов в сутки работы на износ, ждите большого взрыва.
И, напоследок, вкусное.
Что от любой системы можно получить помимо навыка взаимодействия с ней?
- понимание, что внутри отдельно взятой головы система начинается там, где останавливается точка личного отсчета и, останавливаясь, укореняется и прорастает корнями. То есть, выдирая обзначенное с корнем или просто меняя угол зрения, можно существенно менять взаимодействие с системой.
- понимание тождественности всех подобных механизмов. Если в каком-то одном микросоциуме вы сплясали на граблях, то в любом другом микросоциуме вы можете запросто поворить тот же бенефис, либо организовать его соседу, злейшему другу или закадычнейшему врагу.
- умение не переносить на систему человеческие чувства, эмоции и прочие кубковые загоны: система есть механизм. Функционал. Запросы с тематикой "полюбите меня", "поймите меня" и "посопереживайте мне" идут в другие степи, а здесь - превращаются в грабли.
- наработанное умение встроиться в общий поток и редуцироваться до части большого механизма (или организма). Здесь также отлично прокачивается мимикрия и всяке смежные с ней вещи. То есть, если кому-то остро необходимо разложить в своей жизни по полочкам все происходящее, отделить существенное от несущественного - система предоставляет самый отличный тренажер. Офис большой корпорации с девяти и до восьми; единственная разрешенная государством религия; et cetera. Понимание, где ты, кто ты, и что есть твое место, приходит крайне быстро.
- умение отделять зерна от плевел, а себя - от системы, но не противопоставляя (любой в детском саду сможет), а находясь внутри. "Здесь - ваше, и я с этим работаю; а здесь - мое личное, и я также с этим работаю".
Ну и так далее.
На самом деле по этой теме я могу написать еще километр, но на улице наконец-то стало более-менее прохладно, и потому я предпочту парк - ноутбуку.